Грильпарцер Франц (Grillparzer, Franz) (1791–1872), выдающийся австрийский драматург и поэт. Родился 15 января 1791 в Вене. В 1813 поступил на государственную службу, в 1832 стал директором имперских архивов, в 1856 вышел на пенсию в чине надворного советника.
Грильпарцер серьезно изучал историю, философию и литературу многих стран — как древнюю, так и современную, и это отразилось не только в его многочисленных критических эссе, но и в драмах. Его перу принадлежит множество лирических стихов, в частности цикл Элегии с Понта (Tristia ex Ponto, 1835), и две прекрасные новеллы — Сандомирский монастырь (Das Kloster bei Sendomir, 1828) и Бедный музыкант (Der arme Spielmann, 1847).
Из всех добродетелей самая редкая — справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый человек.
Грильпарцер Франц
Славой Грильпарцер обязан прежде всего своей драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии Бланка Кастильская (Blanca von Kastilien), он создал трагедию Праматерь (Die Ahnfrau, 1817), которая с огромным успехом ставилась в Вене и по всей Германии.
Далее последовала пьеса Сафо (Sappho, 1818) о легендарной трагической любви великой греческой поэтессы; в 1818–1821 Грильпарцер опубликовал трилогию Золотое руно (Das goldene Vliess), где мастерски обработал античную легенду.
Его следующие две трагедии, Величие и падение короля Оттокара (Konig Ottokars Gluck und Ende, 1825) и Верный слуга своего господина (Ein treuer Diener seines Herrn, 1828), развивают темы австрийской истории.
Искусство — цветок живой природы.
Грильпарцер Франц
Хотя первая прославляет основание Габсбургской династии в Австрии, а вторая провозглашает верность трону, обе пьесы были встречены в определенных кругах настолько враждебно, что автор счел за благо вернуться к античным сюжетам и написал Волны моря и любви (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831) на сюжет истории о Геро и Леандре. Спустя три года, в 1834, была поставлена сказка Сон — жизнь (Der Traum, ein Leben).
Единственная комедия Грильпарцера, Горе лжецу (Weh’ dem, der lugt), увидела свет в 1838; эта серьезная пьеса со счастливым концом вызвала столь резкие нападки критики, что драматург решил более не показывать публике свои драмы.
Кто поспешно осужден,
Часто осужден напрасно.
Грильпарцер Франц
После смерти Грильпарцера в его бумагах были найдены рукописи трех трагедий, опубликованные в 1873: Либуса (Libussa), драматическое переложение популярной легенды об основании Праги; Раздор в доме Габсбургов (Ein Bruderzwist in Habsburg), правдивая картина душевного заболевания Рудольфа II (1552–1612), и Еврейка из Толедо (Die Judin von Toledo), блестящее переложение одной из пьес Лопе де Веги.