Дебор, Ги-Эрнст (фр. Guy-Ernst Debord, 28 декабря 1931, Париж — 30 ноября 1994, Овернь) — французский писатель, художник-авангардист, философ и режиссёр. Автор книги «Общество спектакля» (1967). Основатель и теоретик Ситуационистского интернационала (SI).
Ги Дебор был сыном Паулетты Росси и Маршаля Дебора — мелких французских буржуа. После Второй мировой войны поступил в университет, но вскоре бросил учёбу и стал видным деятелем во французских экстремистских кругах. В разное время состоял в Леттристском интернационале и леворадикальной группе троцкистского толка «Социализм или варварство». Был организатором многих скандальных акций:
Спектакль предстаёт как одна огромная позитивность, неоспоримая и недоступная. Он не говорит ничего, кроме того, что «то, что является — благо, и то, что благо — является». Отношение, которого он в принципе требует, есть то пассивное приятие, каковое он уже фактически обрёл благодаря своей манере являться без возражений, обладая монополией на явленное.
Дебор Ги-Эрнст
в 1952 г. он сорвал пресс-конференцию Чарли Чаплина по случаю приезда того в Европу и разбросал листовки, где назвал актёра «мошенником чувств и шантажистом страданий».
В середине 50-х окончательно порвал с троцкизмом. В 1957 г. вместе со своей первой женой Мишель Бернштейн и художником Асгером Йорном решил организовать новое движение, которое бы вбирала в себя идеи синтеза сюрреализма и дадаизма (леттеризма) и антигосударственного марксизма.
В том же году, в городе Коза д’Аросса был основан Ситуационистский интернационал (SI), в который вошли многие участники Леттристского интернационала, леворадикальные политики и художники. Ситуационистский интернационал оказался крайне непрочным — Ги Дебор часто изгонял оттуда «слишком эстетствующих», по его мнению, участников. В их числе был изгнан Ральф Рамни и Мишель Бернштейн. Ги Дебор женился во второй раз на литературоведе Элис Беккер-Хо.
В 1967 году Ги Дебор издал свой фундаментальный труд «Общество спектакля», в котором подверг критике современный капитализм, усиление роли СМИ и индустрии развлечений в жизни современного общества, а также государственный капитализм, проявивший себя в СССР и Китае.
Его идеи получили широкий резонанс во время майской революции 1968 г.: многие ситуационистские лозунги взяли на вооружение и другие партии, однако Ги Дебор и другие ситуационисты слабо проявили себя во время этих событий. Впоследствии Ги Дебор напишет, что общество спектакля превратило восстание против себя в спектакль.
В 1972 Ги Дебор распустил Ситуационистский интернационал (на тот момент в нём состояло всего два человека) и удалился из политической жизни — снимал фильмы, писал новые книги и многочисленные комментарии к своему главному труду — «Обществу спектакля».
Ги Дебор всю жизнь много пил.
«Хотя я очень много читал, но пил я значительно больше. Я написал намного меньше книг, нежели многие литераторы и публицисты, но выпил я намного больше самых усердных пьяниц. При этом меня удивляет то, что множество людей, писавших против меня гневные и обличительные тексты, разоблачая во мне множество несуществующих пороков, ни разу не упомянули о том действительном, а не мнимом, грехе, которым я занимаюсь всю жизнь-то есть никто не укорял меня всерьез за мой беспробудный и бесконечный алкоголизм».
30 ноября 1994 г. покончил жизнь самоубийством, выстрелив в себя из револьвера.
Ги Дебор является представителем левого ревизионистского течения в марксизме. Основываясь на критике капитализма Маркса, Лукача и экзистенциалистов, выдвинул идею о том, что отчуждение в современном капитализме не ограничивается только отчуждением продукта труда: если раньше, приходя с трудовой смены, рабочий действительно отдыхал, общался с семьёй или занимался чтением, то теперь, как утверждает Ги Дебор, даже его свободное время не принадлежит ему, потому что он должен тратить его на потребление товарных фетишей или просмотр телепередач, рекламирующих данные фетиши.
Постулируется вступление капитализма в фазу общества потребления: «Сфера обладания отсюда расширяется в той мере, в какой само это обладание становится все более и более фиктивным." Однако капитал на этом не останавливается: если раньше в его состав входили средства производства, денежные активы и другие «физические» блага, то теперь капитал поглощает в себя образы, рождаемые СМИ и информацию. Данная монополизация, согласно Ги Дебору, окончательно лишает человека права свободного суждения. Свободное общение сменяется односторонним диктатом СМИ.
Ги Дебор разделяет два вида спектакля: распылённый, присущий странам капиталистического Запада, и концентрированный: проявивший себя в СССР, Китае и других странах.
Разница между ними заключается в способах воздействия: концентрированный спектакль государственного капитализма отличает нетерпимость ко всякой, даже виртуальной — как в странах Запада — свободе слова, более сильным репрессивным аппаратом, однако в меньшей степени фетишизацией товарного производства.
Перед смертью, в своих «Комментариях к Обществу Спектакля», Ги Дебор выдвинул идею о том, что крушение СССР и становление рыночной экономики приведёт к торжеству нового вида спектакля — интегрированного, который будет совмещать в себе диктат потребления и сильный репрессивный аппарат. Последователи Ги Дебора считают, что интегрированный спектакль реализовал себя в полной мере в США, после терактов 11 сентября.
Также Ги Дебор занимался критикой урбанизации и копирайта. В области распределения материальных и нематериальных благ он отстаивал идеи потлача и плагиата. Язык его философских трудов крайне труден для понимания, что объясняется пристрастием Ги Дебора к стилю философского письма Гегеля.
Ги Дебор снял несколько авангардистских фильмов. Большинство из них состояли из коротких диалогов, разделённых 15-минутными паузами, во время которых зрителю демонстрировался белый экран. По замыслу автора, во время этих пауз зритель должен был отвлечься от пассивного созерцания и вспомнить о реальной жизни.
Библиография
«Mémoires» (1958)
«Avec Asger Jorn» (1957)
«Contre le cinema» (1964)
«Le Déclin et la chute de l’économie spectaculaire marchande» (1966)
«Le Point d’explosion de l’idéologie en Chine» (1966)
«La Société du spectacle» (1967) — «Общество спектакля» — русский перевод.
«La Véritable Scission dans l’Internationale» (1972)
«De l’architecture sauvage» (1974)
«Œuvres cinématographiques complètes» (1952–1978)
«Commentaires sur la société du spectacle», (1988) — «Комментарии к Обществу спектакля» — русский перевод.
«Panégyrique» (1989)
«Cette mauvaise réputation… " (1993)
Фильмы
«Hurlements en faveur de Sade» (1952)
«Sur le passage de quelques personnes à travers une assez courte unité de temps» (1959)
«Critique de la séparation» (1961)
«La Société du spectacle» (1973)
«In girum imus nocte et consumimur igni» (1978)
«Guy Debord, son art, son temps» (1995) — посмертный фильм Ги Дебора, подготовленный Бригиттой Корнанд.