На фото Гленн  Миллер

Гленн Миллер

Категория:
Страна:
Биография

Миллер Гленн (Alton Glenn Miller, 1 марта 1904 — 15 декабря 1944, над Ла-Маншем) — американский тромбонист, аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров (конец 1930-х — начало 1940-х годов) — оркестра Гленна Миллера.

Гленн Миллер родился в ночь с 29 февраля на 1 марта, перед полуночью. Поскольку день 29 февраля традиционно считался несчастливым, дату рождения ему записали как 1 марта 1904 года. Если бы в гороскоп новорожденного Миллера заглянул астролог, он бы, несомненно, поведал родителям, что из малютки вырастет всемирно известный музыкант. Однако в штате Айова, где произошло это знаменательное событие, астрология была вне закона - прогноз сделать было некому. Впрочем, это не помешало Гленну Миллеру добиться бешеной популярности.

Я подумываю о какой-нибудь радиопередаче, которая позволит услышать нас большему количеству людей.

Миллер Гленн

Как и многие не слишком состоятельные американцы, семья Миллеров кочевала по стране. Когда она оказалась в Колорадо, — к Гленну пришла первая в его жизни популярность. Его признали… лучшим правым крайним игроком во всех школьных футбольных командах штата!
А как же музыка? Она тоже пришла очень рано. Мальчуган так «заболевает» джазом, что в тринадцать лет покупает тромбон и создаёт со своими друзьями свой первый бэнд. Но у Гленна еще нет твердого намерения стать профессиональным музыкантом. Он поступает в Колорадский университет.

В 20-е и 30-гг. Миллер начинал свою карьеру в Чикаго и Нью-Йорке бок о бок с такими будущими звездами оркестрового джаза как Бенни Гудмен и Гарри Джеймс. Он сотрудничал с мэтром чикагской школы Р.Николсом, работал в известном оркестре барабанщика Б.Поллака, был первым музыкальным руководителем знаменитого биг-бэнда братьев Дорси и симфоджаза британского композитора Р.Ноубла, участвовал в бродвейских постановках Гершвина. По планете победоносно шагал новый джазовый стиль - свинг. В 1937 гг. Миллер впервые пробует себя как бэндлидер. Будучи выдающимся аранжировщиком и не менее талантливым организатором, он добился необычайно красивого и слитного звучания секции язычковых духовых.

Уникальный саунд выделил его биг-бэнд из всех прочих. Миллер умело руководил собственным оркестром, дававшим по 3 концерта в день и ежедневно выступавшим по радио. Обширный репертуар отличался тем, что помимо популярных бродвейских мелодий, маэстро предложил слушателям оригинальные произведения, впервые прозвучавшие именно в его оркестре и определившие эстетику коллектива.

Лучше я открою гараж (говорил Миллер в начале творческого пути)

Миллер Гленн

Характерными были даже сами названия композиций, например, "Коктейль лунного света" или "Серенада в стиле блюз". Помимо мечтательных, лирико-романтических и элегических баллад особенную популярность снискали быстрые моторные пьесы, такие, как "Чаттануга Чу-Чу" и "В настроении", ставшие первыми образцами танца, который в дальнейшем получит название джайв.

"Свинговая лихорадка" стала для Америки ложкой сиропа, подсластившей горькую пилюлю Великой депрессии. Еще вчера подавленные сплошной чередой неурядиц люди, забыв про тоску и злобу, спешили в концертные залы и дансинги. К своим тридцати пяти годам, Гленн Миллер, худощавый тромбонист в очках без оправы, стал ярчайшей звездой музыкального олимпа.

Началась Вторая мировая война, поначалу мало затронувшая США. Весной 1941 года киностудия «ХХ век-Фокс» предлагает Миллеру написать музыку к обычному комедийному фильму. Сюжетная схема: пианист из джаза принимает решение усыновить ребенка-беженца из Европы. Но из поезда на вокзальный перрон (правда, в фильме были пароход и причал) выходит не малыш, а… красивая девушка. Конечно же, читатель сразу узнал сюжет одного из лучших музыкальных фильмов всех времен и народов, «Серенада Солнечной Долины»! Именно по этой ленте мы помним и всегда можем напеть мелодии Гленна Миллера: и ту же лиричную «Серенаду лунного света», и непревзойденную, полную веселой энергии «Чаттанугу чу-чу»...

Я думаю, что мне следует отказаться от всего этого, вернуться в студии и просто играть на своем тромбоне, зарабатывая на жизнь спокойно и без хлопот.

Миллер Гленн

Гленн сыграл в фильме себя — руководителя оркестра, только под именем Фил Кори. Но вот в жизни нашего героя наступает крутой, для многих неожиданный поворот. В 1942 году Америка вступает во Вторую мировую войну. Гленн Миллер уходит добровольцем в военно-воздушные силы. Ему присваивают звание капитана. Впрочем, Миллер остается музыкантом и руководителем оркестра. Гленн уговаривает многих джазовых звезд последовать его примеру, — и вскоре гигантский сборный бэнд колесит по Америке, объезжая армейские части, развлекая солдат, внушая им веру в победу и в лучшее будущее.

Началась лихорадочная пора для Миллера и его ребят: концерты, съемки в музыкальных фильмах, снова концерты... Лучшая музыка Миллера была записана в эти годы. Затем наступает год 1944, американцы высаживаются в Нормандии; открыт второй фронт. Гленн Миллер — уже майор — решает ехать туда, где горячо. Он чувствует, как нужен могучий оптимизм его музыки воюющим соотечественникам. Гленна не хотели отпускать; но, обманув начальство, вместе со своим оркестром в конце года он оказывается в Европе.

Уже были сделаны записи знаменитых серенад восходящему солнцу и лунному свету, уже паровозик на Чаттанугу дал свой последний свисток, когда Миллер ушел на войну с фашизмом. В чине капитана, а затем майора ВВС США он сформировал свой лучший биг-бэнд, собранный из первоклассных музыкантов, призванных в это время на воинскую службу. В новый оркестр Миллер, следуя примеру Арти Шоу, включил большую группу струнных. Этот коллектив прославился замечательными записями, радиопередачами и концертами на военных базах союзников в Соединенных Штатах и Великобритании.

У нас теперь работает Морис Пертилл (новый ударник). Он приехал, чтобы поиграть с нами несколько вечеров, но ему так понравилось, что он решил остаться.

Миллер Гленн

Самолёт, на котором Миллер летел из Великобритании в Париж 15 декабря 1944 года, «пропал без вести». Как стало известно только в 1990-х годах, он был сбит над проливом Ла-Манш своей же бомбардировочной авиацией Королевских ВВС. Его тело не было найдено.

Поделиться: