Готхольд Эфраим Лессинг (Lessing) (1729-1781) — немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик Просвещения, основоположник немецкой классической литературы. В борьбе за демократическую национальную культуру как средство политического обновления Германии создал первую немецкую «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755), просветительскую комедию «Минна фон Барнхельм» (1767). В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) осудил социальный произвол, в драме «Натан Мудрый» (1779) выступил сторонником религиозной терпимости и гуманности. Отстаивал эстетические принципы просветительского реализма (книга «Лаокоон», 1766; «Гамбургская драматургия», 1767-69).
Кто из людей премудрым не мнит себя?
Лессинг Готхольд Эфраим
Готхольд Эфраим Лессинг родился в семье пастора 22 января 1729 года, Каменц, Саксония. Своё образование получил в Лейпцигском (1746 — 1748) и Виттенбергском (1748) университетах. Переехав в Берлин, отказался от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл полуголодное существование независимого литератора. В 1760 — 1765 годах он был секретарем губернатора Силезии, прусского генерала Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку основать театр в Гамбурге (1767 — 68).
Не все те свободны, кто смеются над своими цепями.
Лессинг Готхольд Эфраим
Основной пафос деятельности Лессинга — борьба с идеологией абсолютизма за создание демократической национальной культуры как средства политического объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, драматург в баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и немецкого филистерства. В борьбе с классицизмом создал первую в Германии семейную «мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон» (1755) и комедию с национальными характерами «Минна фон Барнхельм» (1767), в которой просвещённая мораль торжествует над сословными и региональными предрассудками.
Недостаток юношей, что они считают себя счастливыми или несчастными более, чем в действительности.
Лессинг Готхольд Эфраим
В трагедии «Эмилия Галотти» (1772) Г. Э. Лессинг гневно осудил деспотизм и произвол феодальных князей. Просветительская проблематика определяла и его публицистическую деятельность (сотрудничество в газете «Фоссише цайтунг», 1751 — 1755; издание «Театральной библиотеки», 1754 — 1758, и др.). Против церковной реакции и религиозной нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства направлена драматическая поэма «Натан Мудрый» (1779).
Важнейшая заслуга Лессинга — обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах поэзии («Лаокоон», 1766), защита теоретических принципов реалистического театра и драмы. В борьбе с аристократическим придворным театром он отстаивал правдивость и простоту театральных и драматургических форм («Гамбургская драматургия», 1767 — 1769). В философии он явился одним из родоначальников материалистической традиции в Германии.
Непростительная гордость — не хотеть быть обязанным любимому человеку своим счастьем.
Лессинг Готхольд Эфраим
Русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России Николай Гаврилович Чернышевский посвятил Лессингу специальную монографию (1857). Высокую оценку деятельности драматурга и философа дали так же: Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Франц Меринг. В 1888 — 1943 годах в Берлине существовал «Лессинг-театр».
Сочинения: Sämtliche Schriften, 3 Aufl., Bd 1 — 23, Stuttg., 1886 — 1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень литературы о Лессинге с 1749 по 1919); Gesammelte Werke, Bd 1 — 10, В., 1954 — 58; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1 — 10, СПБ. 1904; Драмы, М. — Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. — Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.
Разговаривая, редко выказывают качества, которыми обладают, скорее выдают те, которых недостает.
Лессинг Готхольд Эфраим
Готхольд Эфраим Лессинг скончался 15 февраля 1781 года, в Брауншвейге, окончив свои дни в скромной должности библиотекаря брауншвейгского герцога.