«Инна Чурикова родилась 5 октября 1943 года в городе Белибей Башкирской АССР. После войны вместе с мамой - Клавдией Васильевной, в будущем профессором-биохимиком - Инна приехала в Москву.
В детстве Инна Чурикова ужасно комплексовала по поводу своей внешности, однако мама верила: ее дочка - человек талантливый и она обязательно станет актрисой. Мать заразила своей верой и дочь. Впервые Инна вышла на сцену в начале 50-х будучи летом в пионерском лагере, она записалась в драматический кружок и активно участвовала во всех его постановках. Лицедейство настолько захватило ее, что чуть позже она оказалась в молодежной студии при Драматическом театре имени Константина Станиславского.
О себе Инна Чурикова рассказывает: «Артисткой я стала благодаря маме. Мама мне всегда говорила, что я буду актрисой. Я не хотела ее огорчать. Она в жизни всего сама добилась - трудом, напором, волей. Бабушка почти безграмотная была, а мама - химик, профессор. Она всегда говорила: «Дочка, если что задумаешь, так тому и быть». А у меня внешность не артистическая - что с такой внешностью задумывать? Мама же говорила: «Дочка, ты у меня красавица». Смешно… И знаете, если бы не она, я бы, возможно, в себя не поверила, хотя, мне кажется, с пеленок что-то разыгрывала, представляла, изображала…»
Сейчас я понимаю: это был Божий промысел - привести туда, где меня так правильно выучили профессии.
Чурикова Инна Михайловна
Окончив десятилетку, Инна Чурикова подала документы сразу в два театральных вуза - в Школу-студию МХАТа и в Театральное училище имени Щукина. Однако ни в одно из этих заведений ее не приняли: во МХАТе она «срезалась» на экзамене (читала серьезное стихотворение с закрытыми глазами, как советовала ей мама, а вся комиссия умирала от хохота), а в «Щуке» ее «забраковали» из-за внешности. Один из тамошних преподавателей прямо во время экзамена внезапно спросил: «Девушка, а вы давно рассматривали свое отражение в зеркале?» Инну Чурикову это настолько потрясло, что она расплакалась и забрала документы. К счастью для нашего искусства, обида жила в ней недолго. По ее же словам: «Я была о себе хорошего мнения, знала, что у меня своеобразное лицо, которое не каждому дано оценить, поэтому, поплакав, забрала документы из Щукинского и больше туда не приходила. Не поняли меня, ну и ладно…»
Удача улыбнулась Инне Чуриковой в Театральном училище имени Щепкина, где она благополучно сдала все экзамены и была зачислена на первый курс. Буквально с первого же года обучения ее стали приглашать сниматься в кино. Правда, роли ей доставались сплошь комические - непутевые девахи с нестандартной внешностью и неустроенной судьбой. Такие роли она играла в фильмах: Райку в «Тучах над Борском» (1961), деваху в кепке «Я шагаю по Москве» (1963), Анжелику в ленте «Где ты теперь, Максим?» (1964), Марфушку в «Морозко» (1965), Розочку в «Тридцать три» (1966), белокурую Жази в «Неуловимых мстителях» (1967), Нельку-колдунью в «Старшей сестре» (1967)».
В июне 1997 года имя Инны Чуриковой оказалось в центре криминального скандала. Что же произошло? Вместе с труппой Ленкома актриса возвращалась поездом из Киева (ленкомовцы играли там «Варвара и еретика»), и на подъезде к украинской таможне примерно в пять часов утра в вагон, где ехали артисты, пробрались воры. Одетые в форму таможенников, они разбрызгали из самодеятельного баллона газ, содержащий сильнодействующее снотворное, и, когда все пассажиры вагона заснули, принялись за свое черное дело. Зашли они в купе к Чуриковой (ее соседкой по купе была дочь Андрея Миронова Мария Миронова). В итоге из сумочек актрис пропали деньги и ценные вещи. В частности, у Чуриковой украли дорогой перстень (подарок мужа), кошелек и старинные наручные часы (подарок бабушки). Однако конец у этой истории оказался счастливым. Но послушаем саму Инну Чурикову:
«Пропажи я хватилась утром. Сначала не могла поверить, трижды обыскала купе. Оказалось, что ограбили не только меня, но и всех, кто ехал в нашем вагоне. Когда мы приехали в Москву, то заявили в милицию. Домой я вернулась в ужасном настроении. Глебу ничего говорить не стала, чтобы не расстраивать. На то, что грабителей найдут, даже не надеялась. Со мной такое во второй раз случается. Несколько лет назад меня ограбили в Ленинграде - буквально накануне моего дня рождения. Ночью вор пролез в гостиничный номер и унес чемодан с вещами. Представьте, если бы я проснулась в этот момент. Ужас! Больше я в «Октябрьской» не останавливаюсь. Теперь, думала, и на поездах ездить перестану. И вдруг через день после ограбления - звонок. Недоумевающий Глеб говорит: тебе звонят из милиции. Я прямо у телефона села, поверить не могла, что все отыщут. Чудо! А все потому, что за поиск похищенного взялись замечательные люди - работники транспортной милиции Киевской дороги!..
А те драгоценности Инна Чурикова теперь почти не носит - неприятно, что чужие, грязные руки трогали их. Вор, когда его арестовали, стал врать, что это его фамильные вещи…».
Еще:
Я абсолютно радостный человек.
Чурикова Инна Михайловна
Инна Чурикова в 1965 окончила театральное училище имени Щепкина и стала актрисой Московского ТЮЗа. С 1973 — в театре имени Ленинского комсомола (Ленком). Впервые снялась в кино в фильме «Тучи над Борском» (1961). Первые ее роли отличались наивностью и простодушием героинь, нередко исполненных с внешним комизмом, эксцентрикой («Я шагаю по Москве», «Морозко», «Стряпуха», «Тридцать три», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра»).
Открытие редкостного таланта актрисы, способной сочетать в себе склонность к острохарактерному рисунку, искренность и лиризм в раскрытии чувств, подлинный драматизм судеб, а подчас и трагическую самоотверженность неожиданно волевых женских характеров, безусловно, принадлежит режиссеру Глебу Панфилову в его первых фильмах «В огне брода нет» (1968) и «Начало» (1970). Хотя более полноценный и масштабный замысел «Жизнь Жанны» так и не был впоследствии осуществлен режиссером и актрисой, уже в «Начале» на подчас парадоксальном столкновении судеб обычной девушки-ткачихи из провинциального городка, призванной играть Жанну д'Арк в кино, и этой средневековой, тоже простой героини из народа, которая должна исполнить своего рода божественную миссию, выявляется непостижимый для самого человека громадный потенциал его личности. Он снял Чурикову в восьми фильмах: «В огне брода нет» (1968), «Начало» (1970), «Прошу слова» (1976), «Тема» (1979, выпуск 1987), «Валентина» (1981), «Васса» (1983, Государственная премия РСФСР, 1985), «Мать» (1990), «Романовы. Венценосная семья» (2000, соавтор сценария, озвучивание роли Александры Федоровны), а также занял в двух спектаклях — в «Гамлете» в роли Гертруды (ранее в постановке Андрея Тарковского она исполнила Офелию) и «Сорри».
В совместных работах Чуриковой и Панфилова поражают не только глубина знания и проникновения в тайны образов женщин разных эпох, любовь и сочувствие к каждой из них, несмотря на личные заблуждения и ошибочные поступки, но и художническая безжалостность в точном анализе сути неоднозначных личностей. Однако несомненно, что на протяжении 30 лет путь постижения этих характеров сопровождался постепенным отказом от эксцентрических и даже трагикомических красок, а все явственнее начинал доминировать драматический или вообще трагический подход в трактовке образов. Как ни парадоксально, в спектаклях Марка Захарова, начав с трагедийных ролей Неле в «Тиле» и Сарры в «Иванове», потом сыграв тоже не лишенные обостренного драматизма женские характеры в «Трех девушках в голубом» и «Оптимистической трагедии», теперь Чурикова чередует в театре острохарактерные («Мудрец», «Варвар и еретик») и драматические роли («Чайка», премия «Хрустальная Турандот», 1995).
В кино Чурикова по-прежнему не избегает сарказма («Тот самый Мюнхгаузен», 1979, телефильм Захарова) и даже трагифарсовой манеры («Курочка Ряба», 1994, постановка Андрея Кончаловского). Хотя все-таки лучшие роли не в лентах Панфилова сыграны Чуриковой с чуть заметным отстранением вполне серьезных работ со сквозной темой глубокого внутреннего достоинства и неподвластности любым ударам судьбы. Это свойственно простым, обычным, подчас заурядно земным и совсем не героическим женским персонажам этой актрисы в лентах «Военно-полевой роман» (1984, премия на Международного кинофестиваля в Западном Берлине), «Ребро Адама» (1991, премия «Ника»), «Плащ Казановы» (премия на фестивале «Кинотавр») и «Год Собаки» (1994), «Курочка Ряба», «Ширли-Мырли». В многосерийном телефильме «Идиот» (2003) по одноименному роману Федора Михайловича Достоевского с присущим ей одной незаурядным мастерством создала запоминающийся образ генеральши Епанчиной, сделав его одним из главных в экранизации.