Иоганн Готфрид Гердер (Herder) (1744-1803) — немецкий философ, критик, эстетик. Ведущий деятель позднего Просвещения, создатель одной из первых версий естественного исторического развития природы и человеческой культуры.
В 1764-1769 годах был пастором в Риге, с 1776 — в Веймаре, теоретик «Бури и натиска», друг Иоганна Вольфганга Гете. Проповедовал национальную самобытность искусства, утверждал историческое своеобразие и равноценность различных эпох культуры и поэзии. Трактат о происхождении языка, сочинения по философии истории, которая, по Гердеру, есть осуществление «гуманности». Собирал и переводил народные песни. Оказал влияние на немецкий романтизм.
В ошибке любой женщины есть вина мужчины.
Гердер Иоганн Готфрид
Жизнь и сочинения Гердера
Иоганн Готфрид Гердер родился 25 августа 1744 года, в Морунгене. Учился в Кенигсберском университете (слушал лекции Иммануила Канта, дружил с Иоганном Георгом Гаманом). В своем интеллектуальном становлении испытал влияние Джордано Бруно, Бенедикта Спинозы, Готфрида Вильгельма Лейбница. В 1764-1769 преподавал в церковной школе Риги, где вышли его первые работы: «Фрагменты о новейшей немецкой литературе» и «Критические леса». В 1769 году Гердер предпринял путешествие в Париж, где познакомился с Дени Дидро и Жаном Лероном Д'Аламбером.
Возвратившись в Германию, Гердер провел две недели в Гамбурге в обществе Готхольда Эфраима Лессинга, оказавшего на него огромное влияние. В 1770 году жил несколько месяцев в Страсбурге, где познакомился с Гете и создал трактат «О происхождении языка» (издание 1772).
Два величайших тирана на земле: случай и время.
Гердер Иоганн Готфрид
В 1771-1776 годах Иоганн Гердер был советником консистории в Бюкебурге. В этот период он стал деятельным участником движения «Буря и натиск». В 1776 переехал в Веймар, где стал генералсуперинтендантом протестанской общины. Вместе с Гете возглавлял веймарское содружество ученых и писателей. В этот период Гердер интенсивно занимался естественными и историческими науками, создал свой шедевр — «Идеи к философии истории человечества» (опубликован в 1784-1791).
Ранний период Гердера
В начале 1770-х годов Иоганн Гердер разрабатывал проблемы эстетики и языкознания. Его учение о «духе народа», который выражается в искусстве и народной поэзии, стоят у истоков фольклористики. Работа о происхождении языка дало одну из первых моделей естественного становления языка в ходе истории. Гердер отрицал генетическую субординацию языка и мышления, полагая, что они развиваются во взаимообусловленном единстве. Он не только отвергал богоданность языка, но и, полемизируя с Этьеном Бонно де Кондильяком и Жан Жаком Руссо, утверждал его собственно человеческую специфику, находимую в мысли, практике и общественности. Во 2-й половине 1780-х годов философ вовлекся в «спор о пантеизме» и опубликовал трактат «Бог» (1787), в котором выказал себя радикальным сторонником спинозизма.
Я хорошо понимаю, что нельзя коснуться разгорающегося пламени, нельзя охватить пенящаеся море в каждой волне как что-то надежное; но из этого не следует, что наша душа не охватывает их.
Гердер Иоганн Готфрид
«Идеи к философии истории человечества»
В «Идеях к философии истории человечества» Иоганн Гердер реализовал свой проект универсальной философской истории человечества. В этом грандиозном труде, включающем 20 книг (и плана заключительных 5 книг), Гердер, суммируя достижения современных ему космологии, биологии, антропологии, географии, этнографии, истории, дал изображение поэтапного становления человечества.
В центре внимания автора — процесс мирового развития. Общий порядок природы Гердер понимал как ступенчатое поступательное развитие совершенствующихся организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем — к сверхчувственной «мировой душе». Как свободная и разумная сущность человек представляет собой вершину сотворенной божественным духом природы. Критикуя телеологию, Гердер подчеркивал значение воздействия внешних факторов (совокупность которых он называл «климатом») и считал достаточным для понимания истории ответить на вопрос «почему?», не задаваясь вопросом «для чего?». В то же время он признал ведущей силой истории внутренние, «органические» силы, главная из которых — стремление к созиданию общества.
Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума.
Гердер Иоганн Готфрид
Основной сплачивающей силой общества Гердер считал культуру, внутренней сущностью которой является язык. Проблеме происхождения и развития языка Гердер уделял особое внимание. В отличие от своей ранней критики цивилизации, близкой по духу Руссо, Гердер возвратился в «Идеях…» к историческому оптимизму Просвещения и видел в прогрессирующем развитии человечества нарастание гуманизма, который понимается им как расцвет принципа личности и обретение индивидом душевной гармонии и счастья.
Судьба учения Гердера
Поздний Гердер разрабатывал своеобразную культурную антропологию и политическую философию в «Письмах для поощрения гуманности» (1793-1797), где, в частности, выдвинул свою версию учения о «вечном мире», к которому должны привести не договоры властей, а гуманистическое воспитание народа, торговля и здоровый прагматизм. В работах «Метакритика чистого разума» (1799) и «Каллигона» (1800) Гердер вступал в ожесточенную, но довольно поверхностную полемику с Иммануилом Кантом. «Каллигона» содержит одну из первых формулировок позитивистской эстетики.
Позорно не наказание, а преступление
Гердер Иоганн Готфрид
В рамках зрелого немецкого Просвещения учение Гердера оказалось в изоляции. Будучи близким по настроению к пантеистической натурфилософии Гете, оно противоречило ему рационалистическим доктринерством и религиозным духом. Идеи Гердера вступили в конфликт с кантовской версией природы человека и смысла истории. Мысль Гердера о счастье индивидуума оказалась несовместимой с представлением Канта о благоденствии общества в государстве. Ранних романтиков отталкивал наивный оптимизм Гердера.
Вместе с тем мировоззрение Гердера стало арсеналом тем, идей и творческих импульсов для самых разных направлений немецкой мысли: для романтической эстетики и натурфилософии, гумбольдтианского языкознания, диалектической историософии Иоганна Готлиба Фихте и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, антропологии Людвига Фейербаха, герменевтики Вильгельма Дильтея, философии жизни, либеральной протестантской теологии.
Иоганн Готфрид Гердер скончался 18 декабря 1803 года, в Веймаре.