На фото Клавдия Ивановна  Шульженко

Клавдия Ивановна Шульженко

Биография

Клавдия Ивановна Шульженко советская эстрадная певица, актриса театра и кино, народная артистка СССР (1971).

Клавдия Шульженко родилась 24 марта (11 марта по старому стилю) 1906 года. Лучшие ее песни - песни военной поры "Синий платочек" Е. Петербургского и "Давай закурим" М.Е. Табачникова

Клавдия Шульженко родилась в простой семье (их дом стоял на Владимирской улице, в районе, который носил название Москалевка)... О своем детстве К. Шульженко вспоминала:

«Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Бухгалтер управления железной дороги, отец мой серьезно увлекался музыкой: он играл на духовом инструменте, как тогда говорили, в любительском оркестре, а иногда и пел соло в концертах. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг».

Когда Клавдия Шульженко училась в гимназии, ее любимым предметом была словесность. Она с удовольствием учила стихи русских поэтов и почти на каждом уроке прекрасно их декламировала. Хорошо знала и французский язык. А вот к занятиям по музыке Клавдия относилась с пренебоежением, и если бы не родители, которые решили отдать ее в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову, вероятнее всего, Шульженко никогда бы не пошла по музыкальной части. Именно Чемизов раскрыл ей глаза на ее талант, сказав однажды: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».

В 1923-1927 Клавдия Шульженко работала в Харьковском драматическом театре, в 1923 дебютировала как певица, исполнив романс «Звезды на небе». Весной 1928 года Шульженко в Ленинграде в Мариинском театре приняла участие в концерте для журналистов.

«Первое выступление Шульженко в Ленинграде состоялось 5 мая 1928 года на сцене оперного театра (бывший Мариинский». Это был сборный концерт, в котором наша героиня исполнила две песни: одну на сюжет балета «Красный мак», другую - «На санках». После этого она ушла за кулисы, считая свою программу законченной. Однако она поторопилась. Пришедший следом за ней конферансье Николай Орешков сообщил, что зрители требуют ее на «бис». И Шульженко вновь вышла на сцену. Далее ее рассказ:

«Еще не осознавая, что это была победа, я спела лирическую песню «Никогда» на слова Павла Германа. И снова успех, и снова Орешков широким жестом приглашает меня на сцену. Пою свою «Папиросницу». Ну, думаю, это последняя. Достаточно. Да и что после нее можно петь? Но аплодисменты не кончаются. Выхожу на поклоны раз, другой, третий.

- Надо петь еще, - шепчет мне Николай Сергеевич.

- Но что? - лихорадочно соображаю я.

Надо спеть такую песню, которая была бы не похожа на предыдущие, и я решаю: буду петь «Колонну Октябрей»...

В тот вечер мне пришлось спеть еще одну песню. Итого - шесть вместо двух запланированных. Экзамен, да еще какой, я выдержала…»

После успешного дебюта на сцене Московского мюзик-холла в программе «100 минут репортера» в 1929 году Шульженко пригласили в Ленинградский мюзик-холл. В репертуаре певицы появляются песни «Никогда», «Негритянская колыбельная», «Физкульт-ура!».

В 1929 Клавдия Шульженко гастролирует в Киеве и Нижнем Новгороде. Вместе со многими известными артистами принимает участие в программе «Аттракционы в действии». После резкой критики со стороны Репертуарного комитета решает испытать себя в новом жанре. С помощью этнографа Э. Паперной отбирает несколько народных песен для новой программы: украинские «И шуме, и гуде» и «Распрягайте, хлопцы, коней», русскую «Две кукушечки».

Клавдия Шульженко участвует в театральных постановках. Специально для нее Шостакович пишет две песни — «Ах, как приятно вечерком» и «Милый, видишь там и тут». В кинокомедии Э. Иогансона «На отдыхе» певица исполняет лирическую песню героини фильма Тони. Пластинка с записью «Песни Тони» стала фонографическим дебютом Шульженко. В этом же году в студии Заикина были записаны песни «До свиданья, тихий Дон», а также написанная специально для Шульженко «Дружба» («Когда простым и нежным взором»).

В 1937 Клавдия Шульженко становится солисткой джаз-оркестра под руководством Я. Б. Скоморовского. Большое внимание уделялось певицей новым лирическим произведениям, пришедшим на смену «цыганским» романсам. В 1938 в репертуаре певицы появились песни «Рукия», «Записка», «Челита».

В 1939 Клавдия Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. В январе 1940 был организован джаз-оркестр под управлением Шульженко и ее супруга — В. Коралли. Выступление нового коллектива решено было сделать театрализованным. В первой программе «Скорая помощь» обыгрывались эпизоды, связанные с организациями, призванными оказывать «скорую помощь» в быту. Вторая целиком строилась на «радиоконферансе». Появилось много шуточных песен: «Курносый», «О любви не говори», «Упрямый медведь», «Нюра».

Объявление о начале войны застало Клавдию Шульженко на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов. В конце 1941 в репертуаре певицы появилась песня «Синий платочек», ставшая одной из самых популярных песен военного времени.

Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Клавдия Шульженко в 1947 обращается к сюите В. Соловьева-Седого «Возвращение солдата» и симфоническому вальсу Арама Хачатуряна к драме Михаила Лермонтова «Маскарад». С 1950 сотрудничает с Исааком Дунаевским, который пишет для певицы «Окрыляющее слово», «Письмо матери», «Школьный вальс», а также песни для фильма с участием Шульженко «Веселые звезды».

В 1960-х годах Клавдия Шульженко отказалась от многих песен, которые, по мнению певицы, не соответствовали ее возрасту, и вновь обратилась к репертуару военных лет. На концерте, посвященном 25-летию битвы под Москвой, исполняла «Давай закурим», «Синий платочек», «Моя тень». В 1965 выступила на первом фестивале советской эстрадной песни. С конца 1970-х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня «Вальс о вальсе» Э. Колмановского на стихи Евгения Александровича Евтушенко. «Синий платочек»

31 декабря 1945 года Василий Иосифович Сталин пригласил Клавдию Шульженко по телефону к себе на вечеринку. Та отказалась и долго опасалась репрессий со стороны сына вождя. Но на этот раз Василий Сталин оказался незлопамятным.

«31 декабря 1945 года вместе со своей подругой Шульженко собиралась на встречу Нового года к знакомым. Внезапно в доме раздался телефонный звонок. Когда наша героиня сняла трубку, на другом конце провода она услышала мужской голос: «Говорит Василий Сталин. Мы хотим пригласить вас на нашу вечеринку встретить Новый год». - «Но до Нового года осталось всего несколько часов! - ответила Клавдия Шульженко. - Я уже дала слово своим друзьям, что буду сегодня у них. Надо было предупреждать заранее». - «Значит, вы не придете?» - в голосе Василия Сталина она услышала зловещие нотки. Секунду она поколебалась, и затем твердо произнесла: «Не приеду». И повесила трубку. Когда она рассказала подруге, кто ей только что звонил, та в ужасе всплеснула руками: «Что же теперь будет?» Однако ничего страшного не произошло. На этот раз сын вождя оказался не злопамятным».

Поделиться: