Леонид Федорович Мясин — русский и американский танцовщик, балетмейстер, сочинивший около 100 балетов разнообразных жанров (от балетов-буфф, доходящих до бурлеска, с точной обрисовкой характеров и нравов, до симфонических, порой аллегорических, балетов), тематики, стилей. В своих произведениях он использовал многообразие пластических «языков» — классический танец, акробатические движения, разнообразный танцевальный фольклор. Часто был первооткрывателем в хореографии, его произведения вызывали бурную полемику. Эта «его способность меняться от стиля к стилю, сохраняя свое, мясинское, лицо и есть то, что делает его наиболее представительным из всех хореографов XX века» (Дж. Синклер).
Леонид Мясин родился 9 августа 1896 года (28 июля 1895 г. по старому стилю), в Москве, в семье музыкантов. Его отец — Федор Афанасьевич Мясин, был валторнистом оркестра Малого театра. Мать — Евгения Николаевна, был хористкой Большого театра.
В возрасте 8 лет, в 1903 г. Лёня поступил на балетное отделение Московского театрального училища. В 1912 окончил его (педагог в выпускном классе — Александр Алексеевич Горский, в начальных классах занимался у Домашова). Будучи учеником много выступал на сцене Большого театра, в том числе в своей первой роли Черномора в опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки. Одновременно участвовал в драматических спектаклях Малого театра, а также начал серьезно заниматься живописью в школе А. Болыпакова и игрой на скрипке. Интерес к изобразительному искусству сопутствовал Леониду Мясину всю жизнь и оказал заметное влияние на его хореографическое мышление.
В 1912 он был принят в Большой театр. С 1914 — солист труппы «Русский балет Дягилева», в 1915 дебютировал в труппе Сергея Павловича Дягилева в качестве балетмейстера-постановщика. Больше всего прославился в 1917 году скандальной постановкой «сюрреалистического» балета «Парад» на музыку Эрика Сати (в сотрудничестве с Пабло Пикассо и Жаном Кокто). После ухода Вацлава Фомича Нижинского он стал главным танцором.
Леонид Федорович поставил более 70 одноактных балетов. Среди лучших постановок дягилевского периода: «Волшебная лавка» (на музыку итальянских композиторов Джоаккино Россини — Отторино Респиги, 1919), «Треуголка» (на музыку испанского композитора и пианиста Мануэль де Фальи, декорации французского живописца Пикассо, 1919), «Весна священная» композитора и дирижера Игоря Федоровича Стравинского (1920). В 1916 году дебютировал также как танцовщик в США.
В 1921 году Мясин покинул Дягилева и создал свою труппу, с которой гастролировал по Южной Америке. В этом же году женился на американской балерине Вере Савиной (настоящая фамилия Кларк). В 1922 поставил в Лондоне несколько маленьких балетов для «Covent Garden», собрал новую труппу для гастролей по Англии, открыл в Лондоне школу, в которой обучал по методу Энрико Чекетти (среди учеников Фредерик Аштон, Э. Марра). В 1924 поставил для сезона «Парижские вечера» балеты: «Меркурий» (композитор Эрик Сати), «Салат» (на народные итальянские мелодии в оркестровке Дариюс Мийо), «Жига» (на музыку Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя, Алессандро Скарлатти), «Розы» (на муз. О. Метра) и один из самых знаменитых своих балетов - «Прекрасный Дунай» (на муз. Иоганна-сына Штрауса). В 1924 г. Леонид разошелся с Верой Савиной.
В 1925-1926 годах сотрудничал с английским импрессарио Чарльзом Кокраном, поставил балеты: «Повеса» (по мотивам рисунков английского живописца, графика и теоретика искусства Уильяма Хогарта, комп. Р. Куилтер) и «Крещендо» (оба - 1925), «Бадья» («The Tub», на музыку Йозефа Гайдна, 1926). В 1924 вернулся к Дягилеву, с которым работал вплоть до его кончины в 1929 году. Здесь он осуществил постановки: «Зефир и Флора» Владимира Дукельского и «Матросы» Жоржа Орика (оба - в 1925), «Стальной скок» Сергея Сергеевича Прокофьева (1927) — балет, связанный с русским конструктивизмом (сценография художника Георгия Богдановича Якулова), пластически близкий к «танцам машин», «Ода» Николая Набокова (на сюжет «Оды» Михаила Васильевича Ломоносова, 1928), в которой впервые в творчестве Мясина возникла та тяга к обобщенным до символа образам и сюжетам, которая в дальнейшем получит развитие в его симфонических балетах.
В 1928 году Леонид Мясин женился на танцовщице труппы «Немчинова-Долин» Евгении Деляровой (15 марта 1911 - 13 декабря 1990), уехал в Америку, выступал вместе с ней на концертной эстраде. В 1928-1931 работал в труппе российской танцовщицы-любительницы Иды Львовны Рубинштейн (Национальная Академия музыки и танца, Франция). Поставил: «Давид» Анри Соге (1929), «Амфион» Артюра Онеггера (оба - в 1929). Одновременно, в 1928-1930 гг. сотрудничал с американской компанией «Рокси Синема», где ставил дивертисменты и выступал в них. В 1930 создал новую редакцию своей «Весны священной» в «Metropolitan Opera» с Мартой Грехэм в партии Избранницы. В том же году возвратился в Европу, где поставил балет «Белкис» Респиги в миланской «La Scala».
В 1932 году Мясин встретился с немецким режиссером Максом Рейнхардом в работе над оперой-буфф «Елена Прекрасная» Жака Оффенбаха (шла в лондонском театре «Аделфи» под названием «Елена!»): по признанию Леонида Федоровича, получил от него несколько важных уроков, «касающихся главным образом значения ритмической организации больших сцен».
С 1932 (и до 1942 года) работал в труппе «Ballet Russe de Monte Carlo» (с 1933 был главным балетмейстером), поставил «Детские игры» (на музыку Жоржа Бизе, 1932).
Мясин не раз был первопроходцем в хореографии, с 1933 г. в его творчестве возникла новая линия - первым на Западе он начал ставить хореографические симфонии, открыв новую сферу использования классической музыки: «Предзнаменования» (на музыку Пятой симфонии Петра Ильича Чайковского), «Хореартиум» (на муз. Четвертой симфонии Иоганнеса Брамса) - обе в 1933, «Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста», на музыку Гектора Берлиоза, 1936), «Седьмая симфония» (на музыку Людвига ван Бетховена, 1938), в которой развил хореографические идеи, впервые найденные в «Оде» соединение сюжетного балета с эпизодами «чистого» (симфонического) танца, асимметричное построение кордебалета, использование не только горизонтальных, но и вертикальных построений кордебалета и др. Отличаясь некоторой иллюстративностью, их действие строилось, как правило, на столкновении аллегорических понятий.
Одновременно Мясин продолжал также работать и в других жанрах. Среди его постановок: «Юнион Пацифик» Н. Набокова (1934, «Forest Theatre», Филадельфия), в котором он использовал многообразие танцевального фольклора (китайского, индейского и др. народов): «Парижское веселье» (на муз. Ж.Оффенбаха, 1938; снят в Голливуде в 1941 с Мясиным и Александрой Даниловой); «Nobilissima visione» Пауля Хиндемита (1938); «Красное и черное» («Странная фарандола», на музыку Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, 1939); «Испанское каприччио» (на муз. Николая Андреевича Римского-Корсакова, 1939; снят фильм «Испанская фиеста», Голливуд, 1941); «Нью-Иоркер» (на муз. Джорджа Гершвина в оркестровке Д. Раскина, 1940); «Саратога» Яромира Вейнбергера и «Лабиринт» (на муз. Седьмой симфонии Франца Шуберта) — оба в 1941.
В 1938 году Леонид Мясин разошелся с Еевгенией Деляровой и женился на Татьяне Милишниковой (сценический псевдоним Орлова). В 1941 г. у них родилась дочь Татьяна (в будущем также танцовщица, в замужестве баронесса Стефан де Ватсдорф), а в 1944 на свет появился сын Леонид, ставший артистом балета и балетмейстером, известным под именем Лорка Массин (Массине).
В 1944 принял гражданство США, но с 1947 года ставил в основном в Европе.
В 1945 — 1946 гг. Леонид Фёдорович гастролировал с организованной им труппой «Ballet Russe Highlights», куда вошли И. Баранова, Андре Эглевский, Авдотья Ильинична Истомина, Ю. Лазовский, Розелла Хайтауер и др. Репертуар составляли фрагменты из русских классических балетов и постановок самого Mясина.
В 1946 году он принял приглашение выступить в лондонском ревю «Пуля в балете», одновременно по приглашению английской артистки балета и балетмейстера Нинет де
Валуа работал в «Sadlers Wells Ballet».
С 1947 творчество Леонида было связано преимущественно с Европой. Поставил; «Симфония часов» (на муз. Гайдна, 1948, «Sadlers Wells Ballet»): «Художник и его модель» (на музыку французского композитора Жоржа Орика, 1949, Балет Елисейских полей); «Гарольд в Италии» (на муз. Гектора Берлиоза, 1951, «Ballet Russe de Monte Carlo»): «Марио и волшебник» (на музыку итальянского музыканта, композитора, пианиста и дирижера Франко Маннино, 1954, «La Scala»); «Дон Жуан» Кристофа Виллибальда Глюка (1959, там же).
Одной из последних значительных постановок Mясина явилось — «Евангелисты» («Laudes Evangelii», на муз. умбрийских песнопений XIII века в обработке В. Букки), вдохновленная атмосферой пре-джоттовских живописцев и византийскими мозаиками, была поставлена в 1952 в церкви Сан-Доменико (Перуджи). Балет, в котором нашел развитие замысел его первого, неосуществленного, балета «Литургии», имел большой успех и в течение многих лет неоднократно ставился в разных странах: в 1961-1962 годах был показан по телевидению в целом ряде стран.
Леонид Федорович поставил также: «Гарольд в Италии» (на музыку симфонической поэмы Берлиоза, 1954, «Ballet Russe de Monte Carlo»); «Ашер» («Падение дома Ашеров» Р. Морилло, 1955, театр «Colon», БуэнесАйрес).
В 1960 году Мясин был художественным руководителем 5-го международного фестиваля танца в Генуе, для которого поставил: «Человеческая комедия» (на муз. XIV в. в оркестровке К. Ори); «Севильский цирюльник» (на муз. Дж. Россини); «Бал воров» Орика и свою версию «Шехеразады» (на муз. Римского-Корсакова).
Мясин снялся в нескольких фильмах, среди которых: «Красные башмачки», «Сказки Гофмана» (1951), «Неаполитанская Карусель» (1954), вместе с Софи Лорен. Он также работал как хореограф при постановке фильмов.
В 1961 и 1963 годах балетмейстер побывал в Москве по договоренности с «Совэкспортфильмом», вел переговоры о съемках для показа по телевидению своих балетов в исполнении русских артистов, но этот тот замысел так и не осуществился. В конце 1950-х — в 1960-е выступал вместе со своим сыном с лекциями о балете и народных танцах (русских, испанских, бразильских, американских и др.) и с демонстрацией их.
Леонид Федорович был женат четырежды, но на заре своей карьеры он был любовником Дягилева, хотя его личные предпочтения, по-видимому, были гетеросексуальными.
Книга воспоминаний:
Леонид Федорович Мясин скончался 15 марта 1979 года, в Боркене, в Германии.