Вивьен Ли — (настоящие имя и фамилия Вивиан Мэри Хартли) — английская и американская актриса.
Я надеюсь, что я обладаю одной чертой, которой никогда не имела Скарлетт — чувством юмора. Я хочу получать радость от жизни. А у нее есть одна черта, которой, я надеюсь, никогда не будет у меня, это эгоизм.
Вивьен Ли
Вивьен Ли родилась 5 ноября 1913 года, в Даржилинге (Индия). В 1932 году она обучалась в Королевской академии драматического искусства в Лондоне. С 1934 года снималась в эпизодических ролях в кино, а с 1935 выступала на сцене.
Хрупкая красота Ли не соответствовала стереотипам английского экрана, а ее личность предполагала исполнение ролей независимых и душевно незащищенных женщин, которые отвоевывают место в эгоистичном и жестоком мире мужчин благодаря силе своей любви, интеллекту и незаурядному характеру. Продвижению актрисы в театре не способствовал скандал вокруг ее романа с актером театра и кино Лоуренсом Оливье, хотя шекспировские роли (Титания и Офелия) заставляли признать своеобразный дар Ли.
Я не знаю, что такое метод. Действие — это моя жизнь, так и должно быть.
Вивьен Ли
Успех у публики в фильмах продюсера Александра Корды (наст. имя и фамилия Шандор Ласло Кельнер) «Пламя над Англией» (1937) и «Мрачное путешествие» (1937), в комедиях «Буря в стакане воды» (1937) и «Янки в Оксфорде» (1938) и в драме «Переулок Св. Мартина» (1938) не помешал некоторым критикам утверждать, что удачи актрисы объясняются только ее внешностью или помощью Л. Оливье. Поворотным в судьбе Вивьен Ли стал образ Скарлетт в американской эпопее кинорежиссера Виктора Флеминга «Унесенные ветром» (1939) по роману писательницы Маргарет Маннерлин Митчелл (премия «Оскар» за роль). Не желая следовать примеру американских кинозвезд, повторяющих себя из фильма в фильм, Ли продолжала выступать на сцене, а ее новые работы в кино (балерина в мелодраме М. Ле Роя «Мост Ватерлоо» и леди Гамильтон в одноименной драме А. Корды) продемонстрировали не только уникальный дар перевоплощения и тонкий психологизм, но и верность постоянной теме актрисы — гибели личности, которая пытается сохранить верность себе и своим принципам в лицемерном мире.
Мой знак зодиака — Скорпион, а они съедают себя и сжигают изнутри. Я порхаю между счастьем и тайнами. Я и ханжа, и еретик в одном лице. Я говорю, что думаю и не претворяюсь и я готова принять все последствия своего поведения.
Вивьен Ли
В 1940-50-х годах Вивьен Ли была ведущей актриса английской сцены. Вместе с Л. Оливье она с блеском выступала в пьесах Торнтона Уайлдера, Ричарда Бринсли Шеридана, драматургов Жана Ануя и Теннесси Уильямса, а также в трагедиях Шекспира. Экранные работы конца 1940-х годов, такие как «Цезарь и Клеопатра» (1946), «Анна Каренина» (1948), уступают голливудским ролям, что связано с уровнем режиссуры и возможностями английских студий, но возвращение в США для съемок в экранизации «Трамвая «Желание» (1951) принес Ли второй «Оскар» и премию на Международном кинофестивале в Венеции. В драматической борьбе с тяжелой болезнью актрисе удалось создать на сцене ряд шекспировских шедевров (Виола, леди Макбет, Лавиния). На экране ее редкие появления связаны с темой женского одиночества и мужского предательства. Лучшая роль в это время — миссис Тредвелл в «Корабле глупцов» (1965) американского продюсера и кинорежиссера Стэнли Крамера — сыграна с беспощадной самоотдачей и филигранным мастерством.
Я не чувствую себя достаточно хорошо в одиночестве. Я становлюсь беспокойной. Я должна делать разные вещи. Я очень нетерпеливая личность.
Вивьен Ли
Развод с Оливье усугубил течение болезни и приблизил кончину актрисы.
Вивьен Ли скончалась 7 июля 1967 года, в Лондоне.