Лия Меджидовна Ахеджакова (р. 9 июля 1938, Днепропетровск), российская актриса, народная артистка России (1994).
Окончила ГИТИС (1962), с 1960 в Московском ТЮЗе, с 1977 в театре «Современник». В игре Ахеджаковой, непосредственной, полной лукавого юмора, гротеск и острая характерность часто соседствуют с нотами щемящего драматизма: Света («Квартира Коломбины» Л. С. Петрушевской, 1986), Маргарита Мостовая («Стена» А. М. Галина, 1987), Рахель-Лея Голд («Трудные люди» Й. Бар-Йосефа, 1992). С 1990-х годов играла и в других театрах (спектакль Валерия Фокина «Старосветская любовь» Николая Коляды, 2000).
Когда трудно физически: холод, усталость, недосып – спасает юмор. И я стараюсь так работать, хотя не всегда получается.
Ахеджакова Лия Меджидовна
В кино Лия Ахеджакова с 1973 года. Известность актрисе принесли роли в фильмах режиссера Э. А. Рязанова («Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Небеса обетованные», «Старые клячи»). Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
Дочери режиссера и актрисы, Лие Ахеджаковой, казалось, просто на роду было написано пойти по стопам родителей, однако ее путь в театр и кинематограф оказался на редкость извилистым. Далее о Лие Ахеджаковой.
Родившись в Днепропетровске, в первый раз Лия приехала покорять Москву для того, чтобы стать журналистом, однако на вступительных экзаменах в МГУ настолько растерялась, что, по ее собственным словам, не могла даже вспомнить свое имя.
Такое предчувствие всегда кончается обломом. Когда настраиваешь себя на успех, страстно жаждешь его, наверняка случится облом.
Ахеджакова Лия Меджидовна
С горя Лия Ахеджакова поступила в первый попавшийся институт — благо, золотая медаль открывала ей двери куда угодно, где не было творческого конкурса,— и неожиданно для себя оказалась студенткой Московского института цветных металлов и золота. До сих пор Лия Ахеджакова с большим недоумением вспоминает о полутора годах учебы, проведенных в стенах этого заведения. Впрочем, нет худа без добра: ведь именно там Лия по-настоящему приобщилась к художественной самодеятельности, выявив свое истинное призвание.
В 1962 году Лия Ахеджакова закончила адыгейскую группу ГИТИСа и была принята в труппу Малого театра, где с успехом выступала в роли актрисы-травести. Примерно через 10 лет после театрального дебюта актриса начала с успехом сниматься в кино, и ее маленькие эпизодические роли в «Иронии судьбы, или С легким паром!» и «Служебном романе» были сразу же замечены зрителями. Действительно, характерная актриса Лии Ахеджакова оставалась неповторимой даже среди целой плеяды кинозвезд; никто другой с таким искусством не смог бы создать образ маленькой, но сильной женщины — то застенчивой, то нахальной, — внутри которой бушует целая буря эмоций. Впоследствии актриса еще немало снималась в кино, в таких фильмах, как «Гараж», «Небеса обетованные», и других, а в 1991 году даже получила «Нику» за лучшую женскую роль второго плана.
В театре Лия Ахеджакова много работала с Романом Виктюком, затем перешла в «Современник» к Галине Волчек. Однако несмотря на все свои творческие успехи, актрисе так и не удалось осуществить ее заветную мечту. Режиссеры использовали данные Ахеджаковой как актрисы комической или — гораздо реже — драматической актрисы. Что же касается ее самой, то, оглядываясь на свое творчество, Лия Ахеджакова грустно замечает: — Я всегда мечтала быть Джульеттой, но об этом не могло быть и речи.