Гурченко Людмила Марковна (род. 1935), русская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1969), народная артистка СССР (1983), награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2000).
Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 в Харькове. «Всего пять с половиной лет я прожила „до войны“, — вспоминает актриса. — Еще утром мы были в лесу на прогулке. Нарвали ромашек и сиреневых колокольчиков… Все оборвалось мгновенно, неожиданно». Отец Людмилы ушел на фронт добровольцем.
Женский организм — это вам не гармонь: потолстею — похудею, потолстею — похудею…Надо держать себя в руках. Я до сих пор помещаюсь в одежды, в которых снималась у Рязанова в «Карнавальной ночи».
Гурченко Людмила Марковна
Осенью 1944 Людмила Гурченко поступила в музыкальную школу-семилетку им. Бетховена. Новый 1945 десятилетняя Люся встречала с мамой в ремесленном училище.
В 1953 Л.Гурченко поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии на курс С.Герасимова и Т.Макаровой. Через пять лет окончила институт и до 1964 работала в Театре-студии киноактера. С 1964 по 1966 — актриса театра «Современник».
В этом театре Л.Гурченко играла в основном второстепенные роли, участвовала в массовых сценах. «Работа в „Современнике“ меня многому научила — знать свое место, уметь быть шестым лебедем справа», — призналась она в одном из интервью.
Что-то я не встречала актеров с легким характером, если, конечно, профессия владеет ими полностью.
Гурченко Людмила Марковна
В 1956 Э.Рязанов предложил третьекурснице Л.Гурченко главную роль в новом фильме. Студентка ВГИКа прошла пробы. Новый фильм назывался Карнавальная ночь. Режиссер картины вспоминает: «Талия у Гурченко была тонкой до неправдоподобия. А темперамент бил во все барабаны». Съемки длились всего пять месяцев. Премьера состоялась 28 декабря.
Оглушительный успех, триумф. Песенка о пяти минутах вмиг облетела страну. Л.Гурченко зарекомендовала себя как актриса с яркими вокально-эстрадными данными.
В 1958 ее талант блестяще проявился в другом фильме — с подчеркнуто музыкальным названием — Девушка с гитарой. Сама Л.Гурченко говорит, что Карнавальная ночь — это итог двадцатилетней жизни с родителями: «Такой я и пришла на экран: искренней, верящей в добро, жизнерадостной, полной сил».
В этой профессии (материнстве) потери не наверстаешь.
Гурченко Людмила Марковна
В 1960-е Л.Гурченко снимается в фильмах Гулящая (1961), Человек ниоткуда (1961), Женитьба Бальзаминова (1964), Рабочий поселок (1966), Строится мост (1966). В основном, это роли второго плана, не принесшие актрисе популярности, но, безусловно, пополнившие ее творческий багаж.
В 1970-е музыкальные фильмы с участием Гурченко выходят буквально один за другим. В 1972 году она снялась в фильме Табачный капитан, в 1973-м — в картине Цирк зажигает огни, на следующий год — в Соломенной шляпке, в 1975 году — в Небесных ласточках, а еще через год в картине Мама.
Фильмы Двадцать дней без войны (1976), Пять вечеров (1978), Сибириада (1978) — иного плана. В них Л.Гурченко в первую очередь драматическая, почти трагическая актриса. Сознательно снят штамп «эстрадной певицы». Игра Л.Гурченко интимна, доверительна.
В искусстве отстанешь — не догонишь. Просто сходишь с круга. Стать чемпионом через десяток с лишним лет ни одному спортсмену не удавалось.
Гурченко Людмила Марковна
Фильм П.Тодоровского Любимая женщина механика Гаврилова снят в 1981. Маргарита Сергеевна — Л.Гурченко — одинокая женщина, верящая в любовь и счастье, несмотря на причуды, выходки судьбы. Самой актрисе роль кажется не вполне удачной, так как вынужденная подчиняться воле режиссера, она, по ее словам, не сумела передать все оттенки настроений и грани характера своей героини.
В Вокзале для двоих (1982) Людмила Гурченко блестяще сыграла в дуэте с Олегом Басилашвили. За роль Веры актриса получила премию Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде. Вера-Гурченко — официантка провинциального привокзального ресторанчика.
Любовь преображает ее, пробуждает в ней женщину — ранимую, чуткую, нежную. На наших глазах происходит чудо. Вторая совместная после Карнавальной ночи работа Л.Гурченко с Э.Рязановым тоже своего рода рождественская сказка — трогательная и веселая.
Слово «счастье» похоже на «сейчас», а потому оно не может быть чем-то постоянным
Гурченко Людмила Марковна
В фильме Магистраль у Л.Гурченко короткий эпизод. Три-четыре актерских штриха. Хорошо одетая женщина входит в приемную железнодорожного начальника.
Выясняется, что этой изящной, элегантной женщине нужны… цистерны. Но их нет, и она вдруг начинает плакать. Не важно, притворен ли ее плач или отсутствие этих проклятых цистерн для нее личная драма. Ясно одно: в этой небольшой роли — глубокий человеческий характер.
Режиссер этого киноленты В.Трегубович в 1973 пригласил Л.Гурченко сняться в фильме Старые стены, где она впервые сыграла «возрастную» роль. Безусловно, актриса шла на риск. Ведь, если она и оставалась в памяти зрителей, то только как голосистая девушка из Карнавальной ночи. В Старых стенах она должна была состарить себя.
Но сомнения и страхи не оправдались — эта роль открыла для Л.Гурченко новые пути. Свою роль в этой картине она строит на контрастах. Ее героиня «геометрически» ясна в служебной сфере — «чистота и порядок». Она подтянута, целенаправленна, точна и взыскательна. В личной жизни — мягка, нерешительна.
В конце 1990-х Гурченко возвращается на театральные подмостки. В спектакле Поле битвы после победы принадлежит мародерам (реж. А.Житинкин, Театр Сатиры) Инна-Л.Гурченко и чарующе-обворожительна, и нестерпимо цинична, и пронзительно исповедальна. Она может быть комичной до пародии, до шаржа и вдруг стать беспомощной, слабой.
Музыкальный проект Л.Гурченко Бюро счастья (реж. А.Житинкин, 1998) — реализовавшаяся мечта актрисы о создании мюзикла. Последние по времени театральные работы Л.Гурченко — Мадлен, спокойно! (2001) и Недосягаемая (2001). В 2000 актриса снялась в фильме Э.Рязанова Старые клячи.
Всю творческую карьеру Л.Гурченко сопровождает концертная деятельность. Сценическое шоу Л.Гурченко — это спектакли одного актера, где она и сценограф, и костюмер, и режиссер. Большой популярностью пользуются также ее музыкальные альбомы Песни войны и Любимые песни. «Песни и мелодии я всегда схватывала на лету. Я их чисто пела, еще не научившись говорить», — пишет актриса в своей первой книге Мое взрослое детство, опубликованной в 1983.
Л.Гурченко — это шальной взгляд и балетная стать, блеск изящества и неподражаемая улыбка. Умение жить и дерзко смеяться в лицо невзгодам — главная сыгранная и прожитая ею тема. Артистизм, юмор, тонкость нюансировки, ироничная и открытая манера игры.
Вот что говорит сама актриса о своей работе над ролью: «Сначала это ворох восхищенных интонаций, неосознанных обрывков услышанного. Короче, сразу одеваешься в роль. Приходишь в такое возбуждение, испытываешь такой замечательный эмоциональный подъем! Ну что за профессия такая распрекрасная! А потом вдруг трезвеешь.
Наступает прозрение. Это жестокая метаморфоза. И начинаешь разрываться между прежним радужным многообещающим замыслом и тем, что обнаружила, когда окунулась в роль».
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Дорога правды (1956);
Карнавальная ночь (1956);
Сердце бьется вновь (1956);
Девушка с гитарой (1958);
Пойманный монах (1960);
Роман и Франческа (1960);
Балтийское небо (1960);
Гулящая (1961);
Человек ниоткуда (1961);
Укротители велосипедов (1963);
Женитьба Бальзаминова (1964);
Рабочий поселок (1966);
Строится мост (1966);
Взорванный ад (1967);
Нет и да (1967);
Белый взрыв (1970);
Мой добрый папа (1970);
Один из нас (1970);
Дорога на Рюбецаль (1971);
Корона Российской империи, или снова неуловимые (1971);
Тень (1971);
Летние сны (1972);
Табачный капитан (1972);
Дача (1973);
Дверь без замка (1973);
Дети Ванюшина (1973);
Карпухин (1973);
Открытая книга (1973);
Старые стены (1973);
Цирк зажигает огни (1973);
Соломенная шляпка (1974);
Дневник директора школы (1975);
Шаг навстречу (1975);
Двадцать дней без войны (1976);
Мама (1976);
Небесные ласточки (1976);
Преступление (1976);
Строговы (1976);
Вторая попытка Виктора Крохина (1977);
Семейная мелодрама (1977);
Сентиментальный роман (1977);
Красавец-мужчина (1978);
Обратная связь (1978);
Познавая белый свет (1978);
Пять вечеров (1978);
Сибириада (1978);
Уходя — уходи (1978);
Особо важное задание (1979);
Идеальный муж (1980);
Любимая женщина механика Гаврилова (1981);
Отпуск за свой счет (1981);
Вокзал для двоих (1982);
Полеты во сне и наяву (1982);
Магистраль (1983);
Рецепт ее молодости (1983);
Шурочка (1983);
Аплодисменты, аплодисменты (1984);
Любовь и голуби (1984);
Прохиндиада, или Бег на месте (1984);
Башня (1987);
Ожог (1988);
А был ли Каротин? (1989);
Моя морячка (1990);
Наша дача (1990);
Нелюдь, или В раю запрещена охота (1990);
Виват, гардемарины! (1991);
Имитатор (1991);
Сек-с-казка (1991);
Белые одежды (1992);
Гардемарины-3 (1992);
Прощальные гастроли (1992);
Люблю (1993);
Послушай, Феллини!(1993);
Прохиндиада-2 (1994);
Женское счастье (2000);
Старые клячи (2000).
Анастасия Арефьева