Мария Николаевна Ермолова — русская актриса, Заслуженная артистка Императорских театров (1902), народная артистка Республики (1920), герой труда (1924).Мария Ермолова родилась в Москве 3 (15) июля 1853 года в семье суфлёра Малого театра Н. А. Ермолова.
В 1862 году Мария поступила в балетный класс Московского театрального училища. Однако способностей к балету она не обнаружила. В то же время, участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова становилась свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрывалось большое драматическое дарование Ермоловой.
Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.
Ермолова Мария Николаевна
В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть на своём бенефисе роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского. Это была первая её роль, но она не принесла ей успеха.
В 1870 году Надежда Медведева решила дать Ермоловой главную роль в своем бенефисе. В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого состоялась 30 января 1870 года, Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность. Этот спектакль пользовался огромным успехом.
В 1871 году Ермолова закончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы Ермоловой не поручали серьёзных ролей, ей приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, главным образом трагическое и героическое, не получало своего раскрытия.
В 1870–80 знакомится с многочисленными деятелями культуры и литературы, пишет выступления для вечера встреч. О ней стала писать критика. Однажды знакомится с актёром Шубинским, своим будущим мужем. Он заканчивает юридический факультет, собираясь посвятить праву свою будущую деятельность.
Но он посещает много нелегальных встреч, и за ним устанавливается слежка. С 70-х Ермолова начинает играть настоящие роли, которые ей интересны, которые её увлекают.
В 1873 году Ермолова исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Работа над этой ролью продолжалась несколько лет. Катерина Ермоловой поднималась над бытом, жила в своём мире любви и мечтаний; это была русская женщина, исполненная внутренней силы и готовности к героическому самопожертвованию.
Спустя три года на своём бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Вот что писал об этой роли Н. И. Стороженко:
«Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии… Когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования, прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошёл до энтузиазма…
В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».
В 90-е играет пьесы символистов: Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноименной пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени — Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую. Много занималась в училище с актёрами. Получила звание народной артистки.
В 1923 уходит со сцены. Муж у неё рано умер. Она была одинока, мало кого принимала. В 1928 году уснула и больше не проснулась. Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино. Впоследствии перезахоронена на Новодевичьем кладбище.
Имя Ермоловой носит расположенный на Тверской улице Московский драматический театр.
Роли в театре
1866 — «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского — Фаншетта
1870 — «Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга — Эмилия Галотти
1871 — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина — Лидочка
1871 — «Тартюф» Мольера — Марианна
1873 — «Гроза» А. Н. Островского — Катерина
1876 — «Овечий источник» Лопе де Вега — Лауренсия
1876 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева
1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Юлия Тугина
1878 — «Ричард III» У. Шекспира — леди Анна
1878 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия (затем в 1891 г.)
1879 — «Уриэль Акоста» Гуцкова — Юдифь
1879 (?) — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева — Лонина
1879 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Лариса
1881 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Негина
1883 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Параша
1883 — «Невольницы» А. Н. Островского — Евлалия
1884 — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера — Иоанна Д’Арк (играла эту роль 18 лет)
1886 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мария Стюарт
1886 — «Звезда Севильи» Лопе де Вега — Эстрелья
1887 — «Зимняя сказка» У. Шекспира — Гермиона
1889 — «Татьяна Репина» А. С. Суворина (об актрисе Евлалии Кадминой), поставлена 16 января в Малом театре — Евлалия Кадмина
1890 — «Федра» Ж. Расина — Федра
1892 — «Сафо» Ф. Грильпарпера — Сафо
1896 — «Макбет» У. Шекспира — леди Макбет
1902 — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния
«Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина
«Приведения» Х. Ибсена — фру Альвинг
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского — царица Марфа
1918 — «Декабрист» П. П. Гнедича — княжна Плавутина-Плавунцева