Брандо Марлон (Brando, Marlon) (1924–2004), северо-американский актер, режиссер.
Родился 3 апреля 1924 в Омахе, Небраска, США. Изучал систему Станиславского в Новой Школе в Нью-Йорке, затем учился у легендарного педагога Ли Страсберга в Актерской студии. В 1944 пробует себя на Бродвее в спектакле Я помню маму. Настоящую театральную известность актеру приносит роль Стенли Ковальского в пьесе Теннесси Уильямса Трамвай «Желание». Готовясь к своей первой роли в кино, в драме об инвалидах войны Мужчинырежиссера Ф.Циннемана, провел месяц в госпитале среди больных. А через год буквально врывается в число ведущих молодых актеров Голливуда благодаря опять-таки роли Ковальского, на этот раз в киноэкранизации Элиа Казана.
Лучший актер, которого когда - либо рождала Америка.
Брандо Марлон
Сюжет этой одной из самых знаменитых американских пьес состоит в том, что молодая женщина Бланш приезжает в другой город к своей сестре, где у нее назревает конфликт с мужем сестры. Стенли – символ низменного, животного, обывательского в самом худшем смысле этого слова, человек сложный и противоречивый. Метод, который преподавал Ли Страсберг, это лишь вариация на тему Системы Станиславского, но именно Метод сформировал современную актерскую школу Голливуда. И первая яркая роль Брандо по Методу – в Трамвае «Желания». В начале 1950-х Голливуд, как и кинематограф Европы и Японии, стремился к реализму. Но добиться подлинного реализма, используя сюжетную основу и технические средства было невозможно. Нужна была принципиально новая, не скованная рамками актерская школа. Актеры Метода стали представителями новой школы. Первым из них был Брандо. За работу в этом фильме был номинирован на «Оскар», но статуэтку получил Хэмфр Богарт. Следующую номинацию получил в 1952 за роль в фильме Казана Вива Сапата! Брандо показывает своего персонажа, культового в США борца за независимость Мексики, скорее не героем, а пешкой, хотя и очень яркой, в руках обстоятельств и своих амбиций.
В 1953 – новая номинация – за роль Марка Антония в экранизации пьесы Шекспира Юлий Цезарь (реж. Дж.Манкевич). Брандо получил «Оскара» с четвертой попытки, за работу в выдающемся фильме Казана В порту (1954). Его герой – портовый грузчик, бывший боксер Терри Малой, выполняющий мелкие поручения босса профсоюза грузчиков, а по совместительству – главаря мафии. Поначалу Терри кажется тупым ограниченным человеком, слепо выполняющим приказы бандитов. Но с каждой новой сценой Казан и Брандо все полнее раскрывают внутренний, сложный мир порядочного и честного человека, почти переставшего искать свое настоящее место в мире и вернувшегося к себе самому, жаждущего справедливости. Брандо играет роль на пределе возможностей. Незабываемая финальная сцена, когда избитый до полусмерти Терри ведет за собой грузчиков в док, метафора пути Христа на Голгофу – шедевр экспрессивной актерской игры без слов. Объективно, эти четыре фильма, итог которым подвел «Оскар», стали первым главным (и, возможно, самым показательным) этапом карьеры Брандо, определившие манеру игры значительного количества основных актеров Голливуда (и не только) и сделавшие его легендой в 30 лет.
В последующие годы снимался в не очень удачных или откровенно неудачных фильмах. Из немногочисленных удач выделяется его единственная режиссерская работа (за постановку продюсер и исполнитель главной роли Брандо взялся сам, после того, как уволил не кого-нибудь, а Стэнли Кубрика) – вестерн Одноглазые валеты (1961) и драма Артура ПеннаПогоня (1966), в которой сыграл шерифа маленького южного городка, пытающегося спасти от линчевания беглого преступника (Роберт Редфорд). Даже сотрудничество с великими режиссерами оказалось неудачным. Графиня из Гонконга Чарли Чаплина и Отражения в золотом глазу Джона Хьюстона стали худшими в карьерах всех этих выдающихся людей. О Брандо начали говорить как о некогда великой и понемногу гаснущей звезде.
Если что и вредно для желудка, так это смотреть, как актеры на телеэкране рассказывают о своей личной жизни.
Брандо Марлон
В 1971 киностудия «Парамаунт» предложила Брандо роль дона Вито Корлеоне в фильмеКрестный отец по бестселлеру Марио Пьюзо. Режиссер – молодой Фрэнсис Форд Коппола, в роли сына Вито, Майкла Корлеоне – молодой Аль Пачино. Единственное звездное имя среди актерского ансамбля на момент работы над кинокартиной – Брандо. Чем сталКрестный отец (3-е место в списке лучших англоязычных фильмов всех времен по опросу Американского Института Кино в 1997) для кинематографа и культуры в целом, общеизвестно. Стопроцентно точные сценарий и режиссура Копполы, операторская работа Гордона Уиллиса, музыка Нино Роты, актеры Аль Пачино и Роберт Дюваль. Но фильм не был получился бы таким цельным без Брандо. Дон Вито мудр и по-своему благороден, преступный путь был выбран им в молодости, чтобы прокормить семью. Состаренный благодаря гриму на два десятка лет, актер создает образ грандиозный, достоверный, вызывающий восхищение. За эту роль он получил второго «Оскара». Однако вместо актера за статуэткой на сцену поднялась некая индианка, которая заявила, что Брандо отказывается от «Оскара» в знак поддержки прав индейцев.
В том же 1972 он снялся в другом краеугольном фильме 1970-х, Последнее танго в Париже Бернардо Бертолуччи. Брандо сыграл роль безымянного американца, у которого завязывается странный роман с француженкой в парижской квартире. Фильм имел огромный успех у зрителей, и Брандо получил в Европе культовый статус.