Михаил Иванович Жаров [15 (27) октября 1900 (по другим сведениям 1899), Москва — 15 декабря 1981, там же] — российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1949). Государственная премия СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1974).
Творческая биография
С 1913 — Миша ученик наборщика в типографии, с 1915 — администратор и помощник режиссера в труппе Оперного театра Зимина. В 1920 Михаил Жаров окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организаций). В 1920 — актер Первого передвижного фронтового театра, в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова, в 1921-1925 — Театра Мейерхольда. В 1926-1927 и в 1929 — Бакинского рабочего театра, в 1928 — Казанского Большого драматического театра, в 1930 —Реалистического театра, в 1931-1938 — Московского Камерного театра. С 1938 — актер академического Малого театра.
Театральные роли
Михаил Жаров дебютировал в театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актер был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет Михаила Жарова: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14-69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933).
Наиболее полно раскрылось актерское дарование М. Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).
Киногерои
В кино Михаил Жаров дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, — сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни.
Герои Михаила Жарова умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьезный сюжет.
В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937-1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее», 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).
Последняя роль
Михаил Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актера программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, в полной мере реализующий самую великую иллюзию того времени, — веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
Как режиссер Михаил Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппапортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Автор книги «Жизнь, театр, кино» (1967).