Михаил Петрович Погодин — российский историк, писатель, журналист, академик Петербургской АН (1841). Издавал журнал «Московский вестник», «Москвитянин». Сторонник норманнской теории происхождения русского государства. Во взглядах близок к славянофилам. Пропагандировал идею славянского единства. Труды по истории Древней Руси, летописанию. Коллекция исторических памятников («Древлехранилище»). Бытовые повести, исторические драмы.
Михаил Погодин родился 23 ноября (11 ноября по старому стилю) 1800 года, в Москве. Сын крепостного, отпущенного на волю в 1806. В 1821 году Михаил Петрович окончил Московский университет, где защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси» (1825), в которой выступал с позиций норманской теории. Примыкал к «любомудрам». В 1826 — 1844 был профессором Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 — русской истории.
В 1827 — 1830 М. Погодин издавал журнал «Московский вестник», в 1841 — 1856 совместно с Степаном Петровичем Шевырёвым — «Москвитянин». Выступал в 20 — 30-е годы с критикой историка Михаила Трофимовича Каченовского и «скептической школы». Изучал древнерусскую и славянскую историю, был близок к славянофилам.
Михаилом Петровичем были установлены источники Начальной летописи, изучены причины возвышения Москвы, выявлена постепенность в закрепощении русского крестьянства. Признание самобытности русской истории было основой его научных взглядов, и считал невозможным осмыслить русской исторический процесс и сделать из этого какие-либо выводы и обобщения.
Погодин был историком официального направления и главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась «... охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия...». Бытовые повести писателя «Нищий», «Чёрная немочь», «Невеста на ярмарке» и другие (вошедшие в его книги «Повести», ч. 1 — 3, 1832) давали достоверную картину жизни крепостных, купцов, мещан, но были лишены глубины художественного обобщения.
М.П. Погодин — автор исторической драмы «Марфа Посадница» (1830). Его публицистика в 30-х — начала 50-х годов носила реакционный характер; в литературном движении 40-х годов занимал консервативные позиции; вёл борьбу с натуральной школой, в ряде вопросов выступал против литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского. В 60-е годы стал сторонником организации славянского национального движения, поддерживал Панславизм.
Погодин опубликовал ряд важных исторических источников, собрал коллекцию древностей (рукописи, книги, монеты, оружие, утварь и т.д.), большая часть которой была в 60-е годы была приобретена Публичной библиотекой в Петербурге.
Сочинения:
Исследования, замечания и лекции о русской истории, т. 1 — 7, М., 1846 — 57; Древняя русская история до монгольского ига, т. 1 — 3, М., 1871; Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны 1853 — 1856 гг., М., 1874; Простая речь о мудреных вещах..., М., 1874.
Литература:
Барсуков Николай Платонович, Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1 — 22, СПБ, 1888 — 1910; Плеханов Георгий Валентинович, М. П. Погодин и борьба классов, Соч., т. 23, М. — Л., 1926; Никитин Сергей Александрович, Славянские комитеты в России в 1858 — 1876 гг., М., 1960; Историография истории СССР, 2 изд., М., 1971, с. 143 — 46; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
Михаил Петрович Погодин скончался 20 декабря (8 декабря по ст.ст.) 1875 года, в Москве.