Милан Кундера (чеш. Milan Kundera; р. 1 апреля 1929, Брно, Чехословакия) — современный чешский писатель-прозаик, который с 1975 года живет во Франции. Пишет как на чешском, так и на французском языках.
Отец Милана был музыковедом и ректором университета в Брно. Во время учёбы в средней школе Милан написал первые стихи. После Второй мировой войны подрабатывал разнорабочим и джазовым музыкантом.
Крайности — это границы, за которыми кончается жизнь, и страсть к экстремизму, в искусстве и политике, суть замаскированная жажда смерти.
(Цитата из романа «Невыносимая лёгкость бытия»)
Кундера Милан
Милан закончил школу в 1948 году. Начал учиться на философском факультете Карлова университета (Прага), изучал там музыковедение, кино, литературу и эстетику, после двух семестров перевёлся на факультет кино Пражской академии (cs:Akademie muzickych umeni v Praze).
В 1950 году прервал обучение по политическим причинам, однако всё-таки закончил его в 1952 году. Работал ассистентом и позже профессором академии на факультете кино, преподавал мировую литературу. В то же время он вступил в редакционные советы литературных журналов «Literarni noviny» и «Listy».
В Коммунистической партии Чехословакии находился с 1948 по 1950 годы. В 1950 году был исключен из КПЧ за «антипартийную деятельность и индивидуалистские тенденции». С 1956 по 1970 годы снова в КПЧ.
Кундера Милан
>В 1953 году опубликовал свою первую книгу. До середины 50-х занимался переводами, эссе, драматургией. Стал известен после выпуска собрания стихов и выхода 3-х томов прозы «Смешные любови», написанных и опубликованных с 1958 по 1968 годы.
В его первом романе «Шутка» (1967) речь идёт о сталинизме. В этом же году Кундера принял участие в IV съезде союза писателей Чехословакии, где впервые открыто прозвучали призывы к демократизации общественной и политической жизни страны и который начал процессы, приведшие к т. н. Пражской весне.
После советской оккупации в августе 1968 года Кундера принимал участие в ряде демонстраций и собраний протеста, за что был лишён возможности преподавать. Его книги были изъяты из всех библиотек Чехословакии.
В 1970 году по обвинению в соучастии в революционных событиях он был повторно исключён из партии, ему было запрещено публиковаться. Его второй роман, «Жизнь не здесь», был издан в 1973 году в Париже.
В 1975 году Кундеру пригласили профессором в Реннский университет (регион Бретань, Франция).
В 1979 году чехословацкое правительство лишило его гражданства за книгу «Книга смеха и забвения». Следующие за этой книгой романы были запрещены для издания в Чехословакии.
Любой школьник на уроках физики может поставить опыт, чтобы убедиться в правильности той или иной научной гипотезы. Но человек, проживающий одну-единственную жизнь, лишен возможности проверить гипотезу опытным путем, и ему не дано узнать, должен был он или не должен был подчиниться своему чувству.
(Цитата из романа «Невыносимая лёгкость бытия»)
Кундера Милан
С 1981 года Кундера — французский гражданин. Книга «Бессмертие» (1990) была его первым романом, написанным по-французски.
Последние его романы — «Неспешность» (1993), «Подлинность» (1998), «Неведение» (2000).
Книги Милана Кундеры считаются классикой XX века, а сам писатель — одним из виднейших романистов второй половины XX века.
Девушка, мечтающая о замужестве, грезит о чем-то совершенно для нее неведомом. Молодой человек, жаждущий славы, не знает, что такое слава. То, что дает смысл нашим поступкам, всегда для нас нечто тотально неведомое.
(Цитата из романа «Невыносимая лёгкость бытия»)
Кундера Милан
В октябре 2008 года сотрудник чешского Института по изучению тоталитарных режимов Адам Градилек опубликовал в «Respekt», еженедельнике с фрондёрской репутацией, статью о том, что Кундера в 1950 году якобы донёс полиции о Мирославе Дворжачеке, который сначала бежал в ФРГ, а затем тайно вернулся в Чехословакию в качестве агента американской разведки.
Дворжачек был приговорён к 22 годам заключения, из которых отбыл 14. После публикации Кундера заявил: «Я просто шокирован всей этой историей, о которой мне ничего не известно и которой вообще не было. Мне совершенно неизвестен человек, о котором идёт речь. Это ложь». Утверждения о том, что писатель якобы был доносчиком, вызвали горячие споры в Чехии, где Кундеру считают национальным героем.
По словам некоторых, даже если найденный документ является подлинным, можно считать, что молодой Кундера действовал как патриот и сообщил о человеке, которого считал иностранным шпионом.
Люди по большей части убегают от своих страданий в будущее. На дороге времени они проводят воображаемую черту, за которой их нынешнее страдание перестанет существовать.
(Цитата из романа «Невыносимая лёгкость бытия»)
Кундера Милан
Библиография
Поэзия
* Человек — необъятный сад (Man: A Broad Garden) (1953)
* Последний май (The Last May) (1954–1955-1961)
* Монологи (Monologues) (1957–1964-1965)
Пьесы
* Владелец ключей (The Owner of the Keys) (1962)
* Две сплетни, две свадьбы (Two Ears, Two Weddings) (1968)
* Промах (The Blunder) (1969)
* Жак и его господин (Jakub a jeho pan: Pocta Denisu Diderotovi / Jaques and His Master) (1971)
Человеческое время не обращается по кругу, а бежит по прямой вперед. И в этом причина, по которой человек не может быть счастлив, ибо счастье есть жажда повторения.
(Цитата из романа «Невыносимая лёгкость бытия»)
Кундера Милан
Романы
* Шутка (Zert / The Joke) (1965)
* Смешные любови (Smesne lasky / Laughable Loves) (1969)
* Жизнь — не здесь (Zivot je jinde / Life is Elsewhere) (1969–1970)
* Вальс на прощание (Valcik na rozloucenou / The Farewell Waltz) (1970–1971)
* Книга смеха и забвения (Kniha smichu a zapomneni / The Book of Laughter and Forgetting) (1978)
* Невыносимая лёгкость бытия (Nesnesitelna lehkost byti / The Unbearable Lightness of Being) (1984)
* Бессмертие (Nesmrtelnost / Immortality) (1990)
* Неспешность (La Lenteur / Slowness) (1994)
* Подлинность (L’Identite / Identity) (1998)
* Неведение (L’Ignorance / Ignorance) (2000)
Эссе
* О спорах наследственных (About the Disputes of Inheritance) (1955)
* Искусство романа (The Art of the Novel) (1960)
* Чешское соглашение (The Czech Deal) (1968)
* Радикализм и эксгибиционизм (Radicalism and Exhibitionism) (1969)
* Украденный Запад или трагедия Центральной Европы (The Stolen West or the Tragedy of Central Europe) (1983)
* Искусство романа (L’art du Roman / The Art of the Novel) (1985)
* Нарушенные завещания (Les testaments trahis / Testaments Betrayed) (1992)
* Занавес (The Curtain / Le Rideau) (2005)
* Встреча (Une rencontre) (2009)