Наталья Сергеевна Бондарчук (родилась в 10 мая 1950) — российская актриса и кинорежиссер, сценарист, заслуженная артистка Российской Федерации (1977). Дочь Сергея Федоровича Бондарчука и киноактрисы Инны Владимировны Макаровой. В кино с 1970.
В 1971 Наталья окончила актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), в 1975 — режиссёрский факультет ВГИКа (у тех же мастеров).
В кино Наталья Бондарчук дебютировала в 1970 году, в фильме «У озера», затем снялась в лентах «Пришёл солдат с фронта», «Ты и я».
В качестве режиссёра и сценариста Наталья дебютировала в 1975 году новеллой «Бессчастная Матренка» в альманахе «Пошехонская старина». Наибольшую известность получили два фильма, поставленные Н.Бондарчук в конце 1980-х годов по своим сценариям, — «Детство Бемби» и «Юность Бемби».
Семья
Отец Сергей Бондарчук — актёр и режиссёр, известен по поставленному им фильму Война и мир где сыграл роль Пьера Безухова.
Мать Инна Макарова — актриса кино.
Брат (по отцу) Фёдор Бондарчук — актёр и режиссёр, клипмейкер, известен по фильму 9 рота.
Сестра (по отцу) Елена Сергеевна Бондарчук - актриса
Наталья Бондарчук снималась в фильмах: «Солярис» (1973), «Звезда пленительного счастья» (1975), «Красное и черное» (телефильм,1976), «Детство Бемби» (1985), «Лермонтов» (1986) и др. Как режиссер поставила фильмы: «Бессчастная Матренка» (1977), «Живая радуга» (1983), «Детство Бемби» (1985), «Юность Бемби» (1987).
Еще о Наталье Бондарчук:
После успеха "Соляриса" у Натальи было до 40 предложений в месяц сниматься, однако Сергеевна не спешила их принимать, не хотелось девальвировать свой образ. За последующие годы было сыграно лишь около десятка ролей, зато ни одна из них не была проходной: Мария Волконская в драме Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья", госпожа де Реналь в телеэкранизации "Красное и черное", царевна Софья в исторической дилогии "Юность Петра" и "В начале славных дел", поставленных Сергеем Герасимовым.
По поводу роли Софьи было много писем - зачем Бондарчук согласилась сниматься в такой роли "мясничихи кровожаждущей"? А она понимала эту героиню по-другому. Для нее Софья - предтеча Екатерины, первой эмансипированной женщины.
Режиссер
В качестве режиссера и сценариста Наталья Бондарчук дебютировала в 1975 году новеллой "Бессчастная Матренка" в альманахе "Пошехонская старина" по роману Салтыкова-Щедрина - это был диплом, делали его вместе с Николаем Бурляевым и Игорем Хуциевым. Затем был "Медный всадник" Александра Пушкина с Сергеем Аполлинарьевичем Герасимовым, который снимался у нее в главной роли - учитель у ученицы. Следующий фильм - "Живая радуга" по роману Носова.
Наибольшую известность получили два фильма, поставленные Натальей Бондарчук в конце 80-х годов по сценариям, написанным в соавторстве с писателем Юрием Нагибиным - "Детство Бемби" и "Юность Бемби". В фильме снялись ближайшие родственники Натальи Сергеевны: сын Ваня Бурляев, мама Инна Макарова, муж Николай Бурляев и, наконец, сама Наталья Бондарчук. Всю эту теплую семейную компанию удачно разбавляют Марис Лиепа и Лев Дуров. Дилогия о Бэмби была отмечена большим количеством наград - более пятнадцати. Эти фильмы посмотрели в первые же месяцы 9 миллионов детей.
Рассказывает сама Наталья Бондарчук: "Мне все говорили: "Какой удивительной красоты кадр!" А мы за этим следили! … Мы приезжали на съемочную площадку до рассвета, и самые красивые планы были сняты как раз на режиме рассвета, когда солнца еще нет, а облака уже есть, света достаточно".
Дети так полюбили этот фильм, что стали объединяться вокруг Натальи Сергеевны, и так возник Московский детский театр "Бемби", руководителем которого она теперь является.
Влияние Рериха
В 1992 году Наталья Сергеевеа сняла "Просите, и будет вам" - православный фильм по роману Лескова "Зверь". Дальше снимать стало сложно, потому что это было начало развала отечественного кинематографа. С этого времени Наталья Сергеевна стала снимать документальные фильмы, посвященные семье Николая Константиновича Рериха, мировоззрение которого она приняла к 30 годам.
С именем Рериха связана Трансгималайская экспедиция, поэтому она прошла часть этого маршрута. Он пролегал вдоль реки Белухи, что в горном Алтае, очень труднодоступном. "Мы полмесяца ездила на лошадях, - рассказывает Наталья Сергеевна. - Там было много необычного. Вообще Алтай - это наша заповедная сакральная зона, к которой надо относиться особо. Это смычка земли с космосом напрямую, поэтому просто ходить туда, задрав нос, - лучше не надо. Это зона, та самая, про которую Андрей Тарковский снимал свой фильм. И есть еще одна зона - это Гималаи, и там я тоже побывала". Так появились телевизионные документальные фильмы о Рерихах, о Гималаях.
В 1999 году Наталья Бондарчук завершила картину "Одна любовь души моей", рассказывающей о судьбах Александра Пушкина и Марии Волконской.
Во время написания сценария пришлось перерыть более двух тысяч книг. Например, в воспоминаниях современников искали упоминания о характерных для Пушкина фразах. Я настолько погружена в материал, что порой ощущаю себя живущей в XIX веке
Бондарчук Наталья Сергеевна
Этот фильм она считает не случайным в своей творческой биографии. "Я хочу создать Пушкина, которого любит народ, - говорит Наталья Сергеевна. - Я хочу создать художественный образ Пушкина, причем юного, когда он был влюбленный, светлый очень. Это не биографический Пушкин, это Пушкин-легенда. Почему? Потому что фильм построен как воспоминания Марии Николаевны Волконской о Пушкине. Это образ, который у нее остался в памяти. Можно дать Пушкина-беса, а можно дать Пушкина-гения. Мне ближе художественный образ, поэтому я буду снимать романтизированный образ Пушкина, он у меня будет с развевающимся плащом, он будет ухаживать за женщинами, но мило и замечательно и очень эстетично, не так, как бы сейчас передали события из бани. Этого не будет".
Личная жизнь
Хотя Наталья Сергеевна Бондарчук и родилась в Москве, но не любит города, предпочитает жить на даче. Она не любит водить машину, но объехала 42 страны, из них Норвегию и Новую Зеландию на машине целиком. Компьютеры не любит, но может сутками сидеть в собственной монтажной, на которой "играет, как на пианино". При ее нелюбви к технике, она, при съемке и монтаже картины "Одна любовь души моей", использовала самые что ни на есть передовые технологии. Освоить монтаж было непросто, но зато, переступив этот рубеж, почувствовала, что у нее "выросли крылья"!
Наталья Бондарчук замужем за актером и режиссером Николаем Петровичем Бурляевым (1946 г.р.). Он был артистом Академического театра им. Моссовета, театра им. Ленинского комсомола, киностудии им. Максима Горького; снимался в фильмах: "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Игрок", "Военно-полевой роман" и др.; поставил фильмы "Лермонтов", "Ванька-Каин" и др. Генеральный директор киноцентра.