Наталия Сергеевна Гончарова (1881-1962) — российская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающаяся представительница русского авангарда начала 1910-х годов, один из самых ярких сценографов 20 века. С 1915 года жила в Париже. Близким к примитивизму произведениям Гончаровой («Мытье холста», 1910) присущи лубочная экспрессия и яркая декоративность образов. Выступала как художник театра (спектакли «Русских сезонов»).
Наталия Сергеевна Гончарова родилась 2 июля (21 июня по старому стилю) 1881 года, в селе Нагаево под Тулой. Происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта Александра Сергеевича Пушкина). В 1901 году Наташа поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры к Сергею Михайловичу Волнухину и Павлу Петровичу Трубецкому, однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс Константина Алексеевича Коровина); затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909 года.
В начале творческого пути художница, по собственным словам, «более всего училась у современных французов»; выйдя замуж за выдающегося живописца Михаила Федоровича Ларионова, она полностью разделила его устремления и художественные взгляды, всегда оставаясь, однако, самостоятельной величиной в искусстве.
В 1907-1911 годы живопись Наталии Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Наталия Сергеевна написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее).
Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество.
С начала 1910-х годов Н.С. Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление — изобретенный Ларионовым лучизм. Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). В графике данного периода Н.С.Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма — в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги Алексея Елисеевича Крученых и Велемира Хлебникова («Мирсконца», М., 1912; «Игра в аду», М., 1912; «Взорваль», СПб., 1913; «Пустынники», М., 1913).
Начав выставляться с 1904 года, Наталия Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике» (1912).
В 1914 году Гончарова по заказу Сергея Павловича Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже. В 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939 году).
Центр французского периода Гончаровой — театр. Вплоть до смерти Дягилева (19 августа 1929) она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» Мориса Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» Модеста Петровича Мусоргского, 1923, «Жар-птица» Игоря Федоровича Стравинского, 1926 и др.). Многие ее станковые вещи 1920-1930-х годов были связаны с миром театральной декорации или костюма. В 1920-е гг. и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками.
В 1950-е годы Наталия Сергеевна писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов — их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.
Наталия Сергеевна Гончарова скончалась 17 октября 1962 года, в Париже.