Известный актер Н.В. Михайловский родился 8 апреля 1964 года в Москве. Никите не было трех лет, когда его родители расстались. Его мама, Алевтина Ивановна, развелась с отцом Никиты Александром Михайловичем Михайловским и вышла замуж за ленинградского кинорежиссера Виктора Сергеева, возглавлявшего позднее киностудию "Ленфильм". Именно Виктор Анатольевич сыграл решающую роль в судьбе Никиты, в том, что Никита стал актером. Именно он привел пасынка в кино - "сосватал" его в фильм "Ночь на 14-й параллели" на роль сына главного героя, которого играл Валентин Гафт.
"Никита был очень трогательным и отзывчивым человеком, - вспоминал Виктор Сергеев. - Как-то он вернулся с улицы без курточки, хотя было уже достаточно холодно. Когда я начал выяснять, в чем дело, он рассказал, что отдал ее какому-то мальчишке, посчитал, что ему она нужнее". Алевтина Ивановна не запрещала родному отцу Никиты видеться с сыном. Когда мальчику исполнилось шесть лет, она сама рассказала ему о том, что у него есть другой папа. "Однажды мы гуляли с Никиткой по Летнему саду в Ленинграде, любовались скульптурами, - рассказывает его отец Александр Михайловский. - Он был еще совсем маленький, с пухлыми ножками, в коротких шортиках. И вот он сообщает: "Папа, я хочу подарить тебе подарок". Засовывает руку в карман и достает оттуда значок Ленина, он до сих пор хранится у меня".
Никита рос талантливым мальчиком, уже с шести лет работал фотомоделью и манекенщиком, занимался рисованием. Первую роль в кино - в упомянутом фильме "Ночь на 14-й параллели" (1971) Никита сыграл на "Ленфильме" всего в восемь лет. До своего звездного фильма "Вам и не снилось" он успел сняться еще в трех картинах - "Объяснение в любви" (1977), "Дети как дети" (1978) и "Чужая" (1978). И это не удивительно, ведь помимо неординарных способностей мальчику очень помогал и его талантливый папа - режиссер Виктор Сергеев.
Никите исполнилось только 14 лет, когда ушла из жизни его мама. Мальчик остался с отчимом. Виктор Сергеев, конечно, контролировал Никиту, они общались часто, хотя и не каждый день. Отец жил в Москве, а Никита в Ленинграде и, по сути, был предоставлен сам себе. Повзрослев, парень взял фамилию родного отца, а отчество оставил прежнее - Викторович, по отчиму, чтобы не обидеть никого из них.
Когда режиссер Илья Фрэз задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой "Вам и не снилось", в Госкино ему категорично заявили: "Влюбленных зовут Роман и Юля? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!" Джульетту, то есть Юльку пришлось заменить на Катю. Автор повести Галина Щербакова признавалась позднее: "Этот фильм я и люблю и ненавижу, но мне дороги месяцы воспоминаний о съемочном процессе. Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что закончила ГИТИС. "Меня утвердили сразу, а исполнителя главной мужской роли не могли найти буквально до самого начала съемок, - вспоминала Татьяна. - Пробовалось много молодых актеров, но никто не подходил. Тогда ассистент режиссера и вспомнила, что в Ленинграде живет Никита, к тому моменту снявшийся в нескольких фильмах. Его утвердили практически без проб. Никита учился в 9-м классе, во время съемок занимался с репетиторами". Да, Никита Михайловский еще учился в школе. Но как этот мальчик играл! Все актеры на съемках рыдали - он был совершенством! Рядом с ним Аксюта фальшивила, казалось, что 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнерша. Он не актерствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него.
В этом фильме - что не кадр, то трагедия, что не слово, то о смерти. "Илья Фрэз большой знаток детского кино, - вспоминает Татьяна Аксюта, - он любил снимать по пять-шесть дублей подряд, но для Никиты хватало одного, наверное, он внутренне готовил себя к каждой сцене, я же, наоборот, разыгрывалась только к третьему дублю, когда мой партнер уже выдыхался. Как это часто бывает в кино, фильм снимали шиворот-навыворот. Мы еще даже толком не знали сюжет, когда приступили к съемкам ночной сцены в "кафе-стекляшке", где Катя и Ромка рассуждают о войне, о последней корочке хлеба, о смерти. Катя сказала: "Давай умрем вместе, в один день". "Нет, я мужчина, я первый", - ответил Ромка. Как странно: это происходило практически в первый съемочный день, мы почти не понимали, о чем идет речь, а Никита произнес слова с такой недетской уверенностью. Для него эта фраза оказалась роковой".
Фильм "Вам и не снилось" вышел на экраны в 1980 году и произвел эффект разорвавшейся бомбы. Высоколобые критики обвиняли создателей в безнравственности и пособничестве разврату, в том, что режиссер Илья Фрэз обнажил романтику, которую, наоборот, следовало прятать и запрещать. А зрители писали в адрес Никиты Михайловского и Татьяны Аксюты тысячи благодарных писем, полных слез и откровений. Мало кого, независимо от возраста и сентиментального склада ума, оставила равнодушным история трогательной, но трагичной любви двух подростков Кати и Романа.
После выхода фильма на экраны на Никиту внезапно обрушилась невероятная слава, казалось, жизнь только начинается и сулит немало сказочных дивидендов от так удачно вложенного таланта и юношеской искренности. Никита Михайловский легко поступает в ЛГИТМиК - педагоги от него в восторге и пророчат ему блестящее будущее. Казалось, Никита "обречен" на карьеру кинозвезды, ведь его папа в то время был директором "Ленфильма".
Никита рано женится на девушке, актрисе, ныне ставшей известным модельером Анастасии Михайловской, становится счастливым отцом. "Вместе с друзьями я пришла к нему в гости, - вспоминает Анастасия историю своего знакомства с будущим мужем. - Видимо, я настолько поразила его, что у Никиты, не поверите, случился сердечный приступ. Мы сначала решили, что он притворяется, но оказалось, что сердце схватило на самом деле, пришлось даже скорую вызывать... В 1986 году у нас родилась дочка Соня". "Мне было года три или четыре, мы куда-то шли вместе с папой, - делится воспоминаниями Соня Михайловская. - Помню, бежала к нему, но упала, начала плакать. И папа подошел ко мне, чтобы взять на руки. А день был солнечный, и когда я подняла голову, мне показалось, что папа как будто тоже весь светился. Это самое яркое воспоминание о нем".
Для Никиты, человека бескорыстного и открытого, дружба была понятием святым. Она всегда стояла особняком и не подлежала обсуждению. Когда Никита женился на Насте и они жили у нее, их богемная жизнь тяжело переносилась ее родителями, - рассказывает Михайловский-отец. - Однажды Настина мама буквально взмолилась: "Никиточка, миленький, у тебя своя квартира, почему бы вам с Настей не перебраться туда?" На что Никита ответил: "Вы разве не знаете, что у меня там друзья живут!.." Я никогда не вмешивался в его взаимоотношения с друзьями, но, тем не менее, среди них были, несомненно, случайные люди. Никита понял это лет в 25, после поездки в Америку, где он был по приглашению своего приятеля. Вернувшись оттуда, он лишь сказал, что съездил отлично. И только месяца через два признался, что приятель, единственный человек, который мог бы сориентировать в незнакомой стране, практически его бросил; пристроил у чужих людей, где Никита кое-как и жил. Он сильно переживал, именно тогда и сказал: "То, что вы говорили мне о друзьях, имеет под собой почву".
Все, кто был знаком с Никитой Михайловским, вспоминают, что это был очень искренний и честный человек. Он не просто соболезновал чужой беде - пропускал ее через себя. Ему была совершенно несвойственна такая черта, как самосохранение. "Как-то гуляли с Никитой в Сокольниках, ему было около 20 лет, - говорит отец актера. - И стали свидетелями неприятной сцены: двое работяг облили птичку бензином и подожгли. Подбросили в небо и наблюдали за летящим горящим комочком. Разумеется, это вызывает бурные чувства у любого нормального человека, но с Никитой случилась просто невероятная истерика".
Он снимается в кино, с головой уходит в андерграундное искусство. "Мы познакомились в 1983 году, - рассказывает друг Никиты известный режиссер Борис Юхананов, - Никита учился в Питере, а я в Москве у Эфроса, нас навсегда подружил новый молодежный альтернативный театр. Нас и была-то всего кучка талантливых ребят-студентов, но какие спектакли мы делали! Вообще я прозвал Никитку "Великий питерский сирота" - у него рано умерла мама, а с отцом они расстались еще в детстве, поэтому большая квартира напротив "Ленфильма" служила приютом чуть ли не для всего питерского андерграунда. У него было много друзей, его любили многие женщины, и он любил многих - он умел любить, а это редкий дар. Его хватало не только на дорогих ему женщин, но и на многочисленные письма и звонки поклонниц, которые не оставляли его в покое еще лет пять после выхода "Вам и не снилось". У Никиты был невероятный комедийный талант - дар Божий высмеивать порочность с помощью порока. В театре он играл Арлекина, который практически обнаженный передвигался по сцене в изысканных менуэтных па с детской игрушкой в руках, при этом все время ругаясь матом. Он делал это так утонченно, образуя из нецензурных слов такие ласковые и нежные рулады, что зрители заходились от восторга и долго не могли прийти в себя. На самом деле Никита не любил кино, в кино он не мог реализоваться, он и сам говорил, что для него главное театр, а кино - лишь способ заработать на хлеб, хоть он и мог бы довольно долго существовать, как суперзвезда. Но в рамках кино ему было тесно, а в театре практически во всех его работах проступала тема смерти: либо игра со смертью, либо жизнь после смерти - в конце 1980-х эта тема была очень популярна. Мне кажется, что Никита чувствовал ее приближение".
В 1986 году Никита Михайловский окончил ЛГИТМиК, курс Р.С. Агамирзяна, много снимался в кино, правда, роли играл небольшие. В эти годы с его участием вышли киноленты "Ради нескольких строчек" (1985), "Зонтик для новобрачных" (1986), "Акселератка" (1987), "Выйти замуж за капитана" (1987), "Мисс миллионерша" (1988), "Эсперанса" (1988), "Караул" (1989), "Палач" (1990) и другие. После фильма "Вам и не снилось" у Ника Михайловского (а именно так все его звали) больше не было подобных крупномасштабных ролей. Его звали сниматься, но он чаще всего отвечал отказом, говорил, что предлагают ерунду. Последними его работами были роли в фильмах "Ленинград. Ноябрь" и "Сумасшедший принц".
Каждому отведен свой путь. Кто-то не торопясь, следует тихой жизненной тропой, кто-то стремится взлететь вверх и сгорает, озаренный любовью и славой. Никита относился ко вторым. Внезапно он с азартом возвращается к своему детскому увлечению живописью. Именно это увлечение знакомит его с Катей - последней любовью его неугомонной души. "Это произошло в Пскове, - вспоминает Екатерина, - Никита снимался в каком-то фильме и в свободный час зашел в местный выставочный зал посмотреть картины. Там мы и познакомились. Каким он был? Невероятно остроумным, фонтанирующим и светящимся. Как мы жили - это только наше дело, он умел любить, а это главное. Он весь был в своем творчестве, столь разностороннего человека я не встречала: он сочинял срамные сказки, которые показывал только друзьям, делал иллюстрации к детским книжкам. А незадолго до трагедии в Лондоне у нас с ним была совместная художественная выставка". Деньги, вырученные от продажи картин, Никита и Катя перечислили на лечение русских детей, больных раком. Кто же знал, что очень скоро самому Никите понадобится лечение. "Это какой-то злой рок, - продолжает вдова Михайловского. - После выставки прошло всего два месяца, Никита сокрушался, что стал сильно уставать, объяснял это тем, что много работает. И в самом деле, в последнее время он брался за любую работу, снимался даже в маленьких, почти эпизодических ролях, мотался между небом и землей, а точнее, между Америкой и Россией, да еще готовил эту выставку. Диагноз "рак" прозвучал для нас обоих как приговор. В последнее время он часто вспоминал съемки в фильме "Вам и не снилось", взял себе творческий псевдоним Роман и говорил: "У нас все будет хорошо, как у Романа и Кати, в фильме Ромка выжил, и я выживу, ты только верь". Мне ничего не оставалось, я верила и рисовала его, угасающего на глазах". Напомним, что книга Галины Щербаковой все-таки заканчивается трагически - Ромка погибает. Финал фильма был изменен по многочисленным письмам читателей. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь.
После трех лет совместной жизни с Анастасией и распада их брака, Никита Михайловский женился второй раз - на Екатерине. Он часто играл со смертью на сцене, так и старался подергать "злодейку Смерть" за кончик ее савана. "Практически перед его болезнью мы начали снимать видео-проект "Сумасшедший принц", где Никита играл свою собственную смерть, - рассказывал Борис Юхананов. - Играл он весело, легко, собственно так же как и жил. Одновременно Михайловский репетировал спектакль "Шагреневая кожа", где должен был сыграть старика, олицетворяющего опять же Смерть. Спектакль тогда не вышел, но Никита успел сыграть свою роль наяву".
В 1990 году Никита заболел. Это произошло неожиданно, внезапно. Анализы крови показали, что у него лейкемия. Его отец первым узнал о диагнозе сына. "Никита отреагировал очень мужественно и достойно, без истерии, - говорит он. - Я тогда сказал ему: "Никита, это болезнь, которая лечится". Но на его лице не было оптимизма". Для лечения лейкемии нужна была пересадка костного мозга. Деньги на лечение собирали всенародно, часть дали Гостелерадио, Борис Ельцин, Гарри Каспаров и многие другие. Даже когда была устроена поездка в Лондон на лечение, Никиту не покидало ощущение безнадежности. Хотя через некоторое время врачи стали говорить, что дело идет на поправку. Когда средств стало не хватать, русские эмигранты обратились за помощью к Маргарет Тэтчер, и лечение было продолжено за счет Великобритании. Однако спасти актера так и не удалось. 8 апреля 1991 года ему исполнилось 27 лет, а 21 апреля его не стало. Практически перед смертью Никита и Катя обвенчались, он хотел, чтобы эта девушка принадлежала ему по закону Бога, тем более, что уже готовился предстать перед ним. "Я рисовала Никиту до его самого последнего вздоха. Его лицо менялось на глазах, оно, как будто транслировало не прожитую им жизнь, не достигнутый возраст. Он сильно изменился, стал жестче, безобманнее. Боялся ли он смерти? Не знаю. Наверное, нельзя не бояться смерти, но он к ней был готов. Он созрел для смерти".
"Когда говоришь о Никите, хочется улыбаться, - заметил Борис Юхананов, - На его отпевание в церковь собралось очень много народу, и у всех было удивительно солнечное состояние души. Никита был светлым, сияющим человеком, и светлой была его любовь, дружба, его жизнь, да и его смерть - как бы это не казалось странным. Его солнечность передалась природе, и не было никакой безысходной тоски, и никто не славил безоглядную боль. Было радостно от того, что он где-то рядом". Никиту Михайловского похоронили на Комаровском кладбище под Санкт-Петербургом. Вскоре на залитом солнцем холмике появился скромный памятник - металлический крест с изящной чеканкой, сделанный по проекту Кати.
Никита Михайловский прожил хоть и короткую, но очень насыщенную в творческом смысле жизнь. Искренний, тонкий, настоящий - таким вспоминают актера Никиту Михайловского. Над судьбой его героя Ромки из кинофильма "Вам и не снилось" рыдали девушки всей страны. И тот факт, что первые слова актера, произнесенные в этом фильме, были о смерти, сейчас многие считают пророческими...