Мордюкова Нонна (Ноябрина) Викторовна — российская актриса. Народная артистка СССР. Сталинская премия, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых. Государственная премия РФ.
Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» (Who is who) включена в десятку самых выдающихся актрис 20 века. Одной из планет Солнечной системы присвоено имя Нонны Мордюковой. Номер планеты - 4022.
Я не верю в безграничную актерскую всеядность. Надо играть, но не заигрываться
Мордюкова Нонна Викторовна
Нонна Мордюкова окончила ВГИК (1950, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). В 1950-1991 — актриса Театра-студии киноактера. Еще учась во ВГИКе снялась в роли Ульяны Громовой («Молодая гвардия», 1948), которая сделала ее знаменитой. В 1950-е «оттепельные» годы снималась в амплуа «простой русской женщины» в картинах бытового плана. Одним своим присутствием Мордюкова «утяжеляет» роль, переводит ее из бытового жанра в более высокий регистр. Поэтому, вероятно, большая часть ее работ в те годы — вторые женские роли: «Екатерина Воронина» (1957), «Отчий дом», «Все начинается с дороги» (1959) или даже эпизоды, как в «Добровольцах» (1958). Между тем каждая из этих ролей Мордюковой сразу же занимает все пространство экрана. В кадре ли, в эпизоде — она неизменно оказывается его основным содержанием.
Первые ее главные роли молодой деревенской женщины в фильмах М. А. Швейцера «Чужая родня» (1956) и Ю. П. Егорова «Простая история» (1960) отмечены глубиной и неординарностью. Мотив послевоенной женской неприкаянности, бабьего одиночества в «Простой истории» игра Мордюковой преображает в тему земли, изнывающей без подлинного хозяина. С еще большей силой звучит этот мотив в «Председателе» (1964) Алексея Александровича Салтыкова — с фатальной невозможностью любви к единственно достойному ее по масштабу главному герою.
У нас в станице так говорили: "Будешь падать - держись за землю". Я и держалась
Мордюкова Нонна Викторовна
Апофеозом же Нонны Мордюковой становится главная роль в фильме А. Аскольдова «Комиссар» (1967), где эта метафорическая суть творчества актрисы выходит наружу, составляя саму поэтику картины. Несовпадение глубинной сущности героини и взятой ею на себя социальной роли тут выступает источником трагедии. То, что эпоха оказалась не в силах принять эту работу, так же примечательно, как и то, что в этот период Мордюкова создает ряд блистательных комедийных работ, представляющих своего рода пародийный отыгрыш собственных главных тем («государственные дамы» в «Тридцать три», 1965, Г. Н. Данелии и «Бриллиантовой руке», 1968, Л. И. Гайдая, истомившаяся в своем вдовстве купчиха из «Женитьбы Бальзаминова», 1964, К. Н. Воинова по мотивам комедий А. Н. Островского).
В конце 1960-х — середине 1970-х годов Нонна Мордюкова снимается по преимуществу в мелодрамах: «Журавушка» (1968), «Молодые» (1970), «Русское поле» (1972), «Возврата нет» (1974), «Семья Ивановых» (1976). Сами по себе эти фильмы, имевшие зрительский успех, представляют интерес все же лишь как ступени к новой вершине ее творчества (снова почти незамеченной) — роли матери дезертира в фильме Г. Н. Чухрая «Трясина» (1977). Этот фильм представляет, по сути, трагическую антитезу знаменитой «Радуги» М. С. Донского, учителя Чухрая: историю матери, не выдержавшей искушения и не отдавшей в качестве спасительной жертвы свое дитя.
Мелодраматический сюжет здесь возвышается до трагедийной и, по существу, религиозной мистерии о несостоявшемся спасении мира. Вновь, как и в «Комиссаре», трагедийность рождается из столкновения несовпадающих ипостасей героинь Мордюковой: здесь уже мифологическая сущность ощущается как ноша, ложащаяся на плечи женщины непосильным, убивающим ее в конце концов бременем. И вновь за этой ролью следует блистательный и горький трагикомический отыгрыш актрисы в фильме Н. С. Михалкова «Родня» (1982). После этой роли появления Мордюковой на экране становятся эпизодическими и случайными: актриса одной из первых ощутила исчезновение экранной реальности отечественного кино. В 1998 снялась в главной роли в фильме Д. Е. Евстигнеева «Мама». После триумфального выхода на экраны мира фильма «Комиссар» в конце 1980-х годов Мордюкова была признана в Британии одной из 10 крупнейших актрис столетия.
Мне говорят: ты какая-то даже нерусская. Ни на одну секунду никуда не опоздала
Мордюкова Нонна Викторовна
Еще о Нонне Мордюковой:
Нонна Викторовна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года на Кубани - в станице Отрадная Донецкой области. Своим редким именем она целиком обязана матери. По семейному преданию, однажды мать познакомилась с хорошей женщиной, которая поразила ее своим рассказом о том, как она встречалась с Лениным. И звали ту женщину Нонна. Когда в семье Мордюковых родился первый ребенок (это была наша героиня), мать пошла в сельсовет регистрировать ребенка. Попросила назвать Нонной. Однако регистраторша посмотрела в свою книгу и такого имени там не нашла. Тогда она посоветовала матери назвать девочку Ноябриной (на дворе как раз был ноябрь). «Потом сложите первый слог с последним и будет вам Нонна», - сказала регистраторша. Мать так и поступила. Семья Мордюковых была многодетной: после нее на свет родились еще пятеро детей (два брата и три сестры).
Нонна Мордюкова была старшим ребенком в семье, и на ее плечи ложилось множество забот. По ее же словам: «Еще маленькая была, а уже в поле тяжело работала, за скотиной смотрела, ведра тяжеленные с водой таскала. А тут братья да сестры пошли младшенькие - один за другим. И потаскала я их на закорках, и понянчила вдоволь, и соплей понавытирала».
В отличие от отца, о своей матери Мордюкова вспоминает с любовью: «Мама меня любила не за то, что я была маленькая и хорошенькая, а за то, что я понимала ее больше всех, была ее как бы тихим стражем. Мне кажется, мама искала кровного союзника во всех разгоравшихся делах и видела таким только меня».
Однако чуть ниже есть и такие строчки о том же человеке: «И все-таки был в моей жизни момент, когда я ненавидела свою маму. И ее подагру на левой ноге, и то, что она шибко много знает, и то, что она лучше всех. Все у нее лучше всех, а сама она все брюхатая и брюхатая. А нянчила я!»
На бабок с клюкой мне страсть как переходить не хочется. Ибо искусство, по моему глубочайшему, хоть и ненаучному убеждению, - это торжество пола
Мордюкова Нонна Викторовна
У матери Нонны Мордюковой был прекрасный голос, и она замечательно пела как русские народные песни, так и романсы. Не отставала в этом плане от матери и ее старшая дочь. Однако уже с 12-ти лет девочка начала мечтать не о музыке, а о кинематографе».
«Роль Володи Осьмухина в фильме «Молодая гвардия» сыграл 19-летний Вячеслав Тихонов, первый муж героини нашего рассказа.
До Тихонова Мордюкова встречалась со студентом все того же ВГИКа Петей. Сама она так вспоминает об этом: «Я тогда «крутила романчик» с одним пареньком».
«Вот после неудачного романа Мордюкова и влюбилась в Вячеслава Тихонова (родился в городе Павлове-Посаде Московской области). По ее словам: «он ко мне совсем не испытывал интереса, а я, завороженная его красотой, напором своим, желанием своим закружила ему голову…»
В 1948 году у Мордюковой и Тихонова родился мальчик, которого назвали Володей (умер в 1990 году из-за злоупотребления наркотиками и алкоголем). В том же году на экраны вышел фильм «Молодая гвардия», а через год почти все его участники были удостоены Сталинской премии».
Мы, актеры, что ни говори, всего лишь инструменты, а мастеровые - это режиссеры. Им тот инструмент подавай, который в данный момент нужен: молоток там, или пассатажи, или вот сейчас Мордюкова в самый раз будет
Мордюкова Нонна Викторовна
«Отмечу, что буквально через два года после этого маленького эпизода, тот же Ю. Егоров пригласил Мордюкову на главную роль в свою новую картину «Простая история». Собственно, иначе и быть не могло, так как сценарист Б. Метальников писал главную роль именно на Н. Мордюкову. Фильм имел колоссальный успех у зрителей, которые навсегда полюбили эту замечательную актрису. На съемках этого фильма актриса внезапно увлеклась одним из своих партнеров по картине - Василием Шукшиным. Сама она так вспоминает об этом: «Я хорошо помню его, начинающего, молоденького, холостого, вольного, ничейного и для всех».
«Трудное было для меня время. Вася был со всеми одинаков, а я хотела, чтобы он почаще бывал со мной. И, не отрываясь, следила за каждым его жестом, ловила каждое его слово. И, если уж быть до конца откровенной, мне не хотелось расставаться с ним никогда. Слава Богу, роль у Васи была небольшая, и он недолго пробыл в экспедиции. Острый, болезненный для меня момент прошел благополучно. Как трудно иногда бывает нам, женщинам, когда есть муж и сын, а в тебе молотком стучит воспоминание о ком-то другом…»
Последние слова актрисы выдают нам непростые отношения, которые сложились в ее семье в то время. К началу 60-х годов их брак с Тихоновым сохранял лишь внешнее благополучие и был готов рассыпаться в любую минуту. Так оно и произошло. Причем толчком к этому послужила смерть матери Мордюковой. На вторые сутки после похорон «звездная» пара, после 13 лет совместной жизни, подала на развод. Почему это произошло? Сама Нонна Мордюкова на этот счет откровенно признается: «Сколько помню наше супружество - всегда в долгах как в шелках, от зарплаты до зарплаты еле перебивались. Да и жили с ребенком в проходной комнате, через нас люди чужие десять лет ходили - туда-сюда, туда-сюда… Нет, тяжело, безденежно мы жили. Когда разводились - и делить ничего не надо было…
Друг другу мы не подходили. Как будто с разных планет два существа на одной жилплощади вдруг оказались… Я родом с Кубани, где говорят и смеются громко, а он был тихий, чистый, красивый павлопосадский мальчик… Не нравилось ему, что я заметная, яркая. Когда шли в гости, он всегда говорил: «Нонна, я тебя умоляю, не пой частушки». Он частушками всякое мое пение называл - даже романсы… И еще обида на всю жизнь осталась у меня - никогда, ни разочка он меня с днем рождения не поздравил. Бывало, солнце уже садится, а я все жду, что вспомнит… Не дождалась… А себя зато очень любил в молодости - каждый свой пальчик, каждую черточку…
Я давно поняла, что он мне активно, трагически не нужен. Но ребенок уже появился, и мы по христианскому обычаю стали жить. Вернее, не жить, а мучиться - ни ему домой не хотелось, ни мне… А расходиться было стыдно. Тогда же времена другие были, иначе на все эти вещи смотрели. Да еще мама… Приедет в Москву с Кубани, я плачу в голос: ой, мамочка, не могу, хочу развестись… А она расплачется в ответ и причитает: не бросай, доча, а то останешься на всю жизнь одна. Мама опытным, прозорливым человеком была, она своим женским чутьем понимала, что честности, стабильности у мужа моего не отнять. Он не выпивал, по сторонам не смотрел - думаю, что и не изменил мне ни разу. Впрочем, как и я ему. Но только мама умерла - мы через два дня после ее похорон и рассталась. Подозреваю, что он вздохнул с облегчением, когда снова женился - на этот раз на своей женщине…»
«Мужья мне все не попадались. Красивые были, как боги, но какие-то инфантильные, несостоявшиеся. У одного все пять лет нашей жизни пишущая машинка на одной странице была заправлена, другой чуть ли не каждый день присказку повторял: «Тебе хорошо, ты известная артистка». А я их успокаивала, я пыль с них сдувала, я лепила их в своем воображении, наделяла несуществующими достоинствами, пока однажды пелена с глаз не падала…
Оно, конечно, от женихов отбоя не было, да все больше пацанва рядом крутилась - на 15-20 лет моложе меня. Я прямо ночами от них отбивалась, а вот настоящий мужчина так и не повстречался. А мне ведь многого не надо было, всего-то и хотелось, чтоб внимательней был, да чтоб ноши семейные на свои плечи взял».
У Нонны Мордюковой было много любовных романов, причем случались среди них и громкие. Например, с самим Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Как гласит легенда, дело у них зашло так далеко, что пришлось вмешаться ЦК КПСС. Герасимова вызвали на Старую площадь и настоятельно попросили прекратить безобразие. «ведь вы же женатый и заслуженный человек! - увещевали режиссера. - Как вам не стыдно! Короче, уговорили.
В другой раз актрису угораздило влюбиться в чистородного князя на 8 лет ее моложе. Во время этого романа с Мордюковой случилась забавная история. Нонна вспоминает:
«Это случилось, когда в Кузьминках построили первые панельные дома, похожие друг на друга, как близнецы. Вечером я сыграла спектакль в Театре киноактера и вся была полна ожидания встречи Нового года с любимым. Надеялась поймать такси. По этому случаю вырядилась - туфли на шпильках, чулки-паутинки. Долго ли, коротко ли, но такси меня подхватило. Довез шофер до «кирпича» и говорит: «А дальше иди сама, я ехать не могу». Найди попробуй, когда после 57-го номера дома на следующем стоит 9, а следующий дом 12 рядом с 28-м! Доискалась я до слез, а 14-го дома не вижу. Гляжу на часы: вот-вот 12 часов.
Как мне надоело слышать, что я сильная. Да мягкая я, как воск, только надежной мужской руки не встретилось
Мордюкова Нонна Викторовна
В истерике позвонила я в первый попавший дом, открывает мужчина, а из рук его вырывается на меня собака. Но он ее сдержал и смотрит на меня, а я его спрашиваю: «Где дом 14-й?» А он говорит: «Теперь уже поздно, заходите». Собаку отстранил и налил шампанского. По телевизору какой-то вождь говорил свою речь, и мы с незнакомцем чокнулись. Он тоже был один, поскольку его жена-биолог была «В поле» и не успела прилететь из-за нелетной погоды.
Позвонила я своему кавалеру, а надо сказать, что был он чистокровный князь. Меня, провинциалку, вечно тянуло к тем, кто Байрона читает наизусть, с Анатолием Франсом на короткой ноге, - к «белой косточке», к говорливым краснословам. В общем, привлекал декоративный вариант. Звоню, а он мне не верит. Незнакомец предложил ему: «Я провожу вашу даму». А князь гордо: «Я отказываюсь от вашей услуги» - и положил трубку. Проводил меня к 14-му дому мужчина, вошла я в подъезд и вижу6 мой американский чулок на коленке разорван. «Какой моветон!» - подумал, наверное, князь, увидев меня. А сидел князь в кресле, длинные ноги до середины комнаты, и со мной даже через губу разговаривать не желает. Сидит дурак дураком и не понимает, что, когда женщина любит, она никуда не денется, на крыльях будет лететь. Потом, конечно, все рассосалось - роман этот продолжался пять лет. А был князь на 8 лет моложе меня, много читал, раскладывал пасьянс, хрипловатым голосом распевал романсы под гитару, но, конечно, нигде не работал. Не понимал, что надо на что-то покупать хлеб, делать ремонт, считал все это ерундой и безумно ревновал меня. А со мной вечно приключались истории, подобные той, что случилось в новогоднюю ночь…».