Орнетт Коулман (англ. Ornette Coleman, род. 09.03.1930, Форт-Уэрт, шт. Техас)
Альт- и тенор-саксофонист, трубач, композитор. Один из самых известных джазовых новаторов, пионеров фри-джаза (термин «фри-джаз» вошел в обиход после выхода в 1961 году одноименного альбома). Роль Коулмана в джазе приравнивается к роли Арнольда Шёнберга в европейской музыке.
Я не считаю, что у музыки есть цвет. У музыки нет ни цвета, ни классовых различий. Для меня музыка - нечто вроде теории относительности Эйнштейна; это самодостаточное понятие, не имеющее отношения ни к расе, ни к цвету кожи.
Коулман Орнетт
Саксофон освоил самостоятельно, играл в школьном духовом оркестре (вместе с Девью Рэдменом и барабанщиком Чарльзом Моффетом), в 14 лет начал выступать с местными ритм-энд-блюзовыми группами, некоторое время аккомпанировал вокалисту Бит Джо Тернеру.
В 1952–59 работал в Лос-Анлжелесе лифтером и брал уроки музыки, в 1957 году вместе со своими друзьями — трубачом Доном Черри, барабанщиком Эдом Блэкуэллом и другими единомышленниками — начал экспериментировать, играл на пластиковом альт-саксофоне и строе С (как самоучка, вначале он неверно транспонировал), вводил в импровизационную музыку мелодическую непрерывность, ритмическую асимметрию, отказывался от привязанности к тональности и от куплетной формы.
Первые записи — Something Else! (1958) и Tomorrow Is The Question (1959) — помог организовать Рэд Митчелл. Джон Льюис и Гантер Шуллер помогли квартету Коулмана (с Доном Черри, Эдом Блэкуэллом и Чарли Хэйденом) получить ангажемент в нью-йоркском клубе Five Spot (1959).
В 1959–63 годах квартет записал семь альбомов, выступал на крупнейших американских фестивалях (в Ньюпорте и Монтерее), гастролировал в Европе.
В 1963–64 Коулман прекратил выступления и потратил более полутора лет на освоение трубы и скрипки. В 1965 организовал квартет (с Чарльзом Моффетом и Дэвидом Айзензоном), а в следующем году журнал Down Beat назвал его «музыкантом года».
В середине 60-х годов написал музыку к нескольким кинофильмам, а в 1972 году записал с Лондонским симфоническим оркестром альбом Skies Of America, использовав свою новую так называемую гармологическую теорию (построение одинаковых интервалов у транспонирующих и нетранспонирующих инструментов).
В 1973 году начал новые эксперименты, соединяя африканскую музыку и рок-ритмы и вводя в ансамбль электрогитару (группа Prime Time).
Деятельность Коулмана разделила джазовый мир на два лагеря — на тех, кто видел в нем мессию, и на тех, кто считал его шарлатаном. Темпераментные и свободные импровизации Коулмана были неповторимо индивидуальны и наполнены огромной энергией, инструментальное мастерство покоряло любую аудиторию, но выработанные им концепции не всегда были понятны даже его партнерам по ансамблю.
Любопытно, что Коулман не сблизился с другими представителями фри-джаза ни в Америке, ни в Европе. Много времени уделял сочинению музыки для камерных ансамблей (три произведения были исполнены в 1985 году на фестивале в Хартфорде). Самая популярная тема Коулмана — Lonely Woman, менее известны Broken Shadows, Space jungle, Comme Il Faut, Love And Sex, Focus On Sanity.
Дискография
* Something Else!!!!: The Music of Ornette Coleman — 1958
* Coleman Classics Vol.1 — 1958
* Tomorrow Is The Question! — 1959
* The Shape Of Jazz To Come — 1959
* Change Of The Century — 1959
* This Is Our Music — 1960
* Free Jazz — 1961
* Ornette! — 1961
* Ornette On Tenor — 1961
* The Art Of The Improvisers — 1961
* Twins — 1961
* To Whom Who Keeps A Record — 1960
* Beauty Is A Rare Thing — 1961
* Town Hall — 1962
* Chappaqua Suite — 1965
* An Evening With Ornette Coleman — 1965
* Who’s Crazy Vol. 1 — 1965
* Who’s Crazy Vol. 2 — 1965
* The Paris Concert (2CDs) — 1965
* Live At The Tivoli — 1965
* At The «Golden Circle» Vol. 1 — 1965
* At The «Golden Circle» Vol. 2 — 1965
* Ornette Coleman: The Empty Foxhole. Blue Note 9/66 — 1966
* The Music Of Ornette Coleman — Forms & Sounds — 1967
* The Unprecedented Music Of Ornette Coleman — 1968
* Live in Milano — 1968
* New York Is Now — 1968
* Love Call — 1968
* Ornette At 12 — 1968
* Crisis — 1969
* Man On The Moon / Growing Up — 1969
* Broken Shadows — 1969
* Friends And Neighbors — 1970
* Science Fiction — 1971
* European Concert — 1971
* Broken Shadows — 1972
* Paris Concert — 1966
* The Belgrade Concert — 1971
* Skies Of America — 1972
* J For Jazz Presents O. C. Broadcasts — 1972
* Dancing In Your Head — 1976
* Body Meta — 1976
* Soapsuds, Soapsuds — 1977
* Of Human Feelings — 1979
* Opening The Caravan Of Dreams — 1983
* Prime Time/Time Design — 1983
* Song X — 1985
* In All Languages — 1987
* Live at Jazzbuehne Berlin — 1988
* Naked Lunch — 1991
* Tone Dialing — 1995
* Sound Museum — Hidden Man — 1994
* Sound Museum — Three Women — 1994
* Verona Jazz — 1996
* Colors: Live from Leipzig — 1996
* Sound Grammar — 2006