Гольбах Поль Анри [1723, Эдесхейм, Пфальц, — 21.6.1789, Париж], французский философ-материалист и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Родился в семье нем. коммерсанта. Г. был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д’Аламбера.
В парижском салоне Г., ставшем одним из центров просветительской и атеистической мысли предреволюционной Франции, встречались Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. Д’Аламбер, Ж. Л. Бюффон, Ж. А. Нежон и др.; одно время здесь бывал и Ж. Ж. Руссо. Главное сочинение — «Система природы» (1770, рус. перевод 1924 и 1940).
Делать счастливыми других - вот самый верный способ стать счастливым в этом мире; быть добродетельным - значит заботиться о счастье себе подобных.
Гольбах Поль Анри
Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых — протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение.
Движение, все формы которого Г. сводил к механическому перемещению, является неотъемлемым свойством природы, материи. Считая человека частью природы, всецело подчинённой её законам, Г. отрицал свободу воли. Г. последовательно развил материалистический сенсуализм Дж. Локка.
Г. критиковал феодальную собственность и феодальные формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлечённое понятие человеческой природы, Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения общественных явлений в законах природы и разделял идеалистическую договорную теорию происхождения общества (см. Общественный договор).
Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха.
Гольбах Поль Анри
Развитие человеческого общества, по мнению Г., есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т. д. Осуществления «царства разума» Г. ожидал в результате появления просвещённого монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека он считал его интерес, пользу.
В числе других французских материалистов он выдвинул положение о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием Г. сыграл определённую роль в идейной подготовке утопического социализма 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 147–48).
Не будь дьявола, многие набожные люди никогда не помышляли бы ни о боге, ни о его духовенстве.
Гольбах Поль Анри
Г. принадлежат написанные в духе буржуазного просветительства остроумные атеистические произведения. Из-за преследований со стороны церковников произведения Г. выходили анонимно, и, как правило, за пределами Франции.