Роберт Селден Дюваль, или Дюволл (англ. Robert Selden Duvall; род. 5 января 1931, Сан-Диего) — американский актёр, режиссёр и продюсер, снявшийся в таких значительных картинах, как «Военно-полевой госпиталь», «Крёстный отец» и «Апокалипсис сегодня». Обладатель «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме 1983 года «Нежное милосердие», лауреат премии BAFTA, двух «Эмми» и четырёх «Золотых глобусов».
Роберт Дюваль, ветеран американского кинематографа, создал ряд запоминающихся драматических образов, среди которых были как среднестатистические американцы, полицейские и рейнджеры, так и знаменитые политические деятели генерал Роберт Ли, Иосиф Сталин. В 1970-х и 1980-х годах многие фильмы с его участием получали престижные международные награды и премии в области кинематографии, а среди коллег по актёрскому ремеслу он является лидером по числу фильмов с его участием, включенных в 100 лучших фильмов по версии Американского института киноискусства. По признанию актёра, его любимым жанром в кино является вестерн.
Дюваль родился в Сан-Диего в семье Уильяма Говарда Дюваля, профессионального военного, позднее ставшего адмиралом. Мать Роберта Дюваля, Милдред Вирджиния Харт, является прямым потомком генерала Роберта Ли, командующего силами Конфедерации во время Гражданской войны в США. Отец Дюваля принадлежал к Методистской церкви, Роберт и его мать являлись последователями Христианской Науки Мэри Бэйкер Эдди. Будучи сыном военного, какое-то время Дюваль с родителями жил в Аннаполисе, недалеко от Военно-морской академии США. Он посещал школу Северн (англ. Severn School) в Северна-Парке (штат Мэриленд) и школу Принципиа (англ. The Principia) в Сент-Луисе (штат Миссури). В 1953 году окончил колледж Принципиа (англ. The Principia College), образовательный центр Христианской науки, в городе Элса, штат Иллинойс. Дюваль служил в армии США с 19 августа 1953 года по 20 августа 1954 года, демобилизовался в звании рядовой первого класса.
В 1954 году Роберт Дюваль поступил в школу актёрского мастерства Neighborhood Playhouse в Нью-Йорке. Во время учёбы Дюваль подрабатывал клерком на почте. В школе он познакомился с Джином Хэкменом и Дастином Хоффманом, с которыми он впоследствии неоднократно встретится на съемочных площадках. Наставником Дюваля в театральной школе был Сэнфорд Мейснер (англ.). Мейснер задействовал Дюваля в своей постановке пьесы Хортона Фута The Midnight Caller. Сотрудничество Роберта Дюваля и Хортона Фута позднее продолжилось и сыграло значительную роль в актёрской карьере Дюваля. Именно Фут порекомендовал Роберта Дюваля на роль «Страшилы» Рэдли в фильме 1962 года «Убить пересмешника».
Карьера
Театр
Свою актёрскую карьеру Дюваль начал в нью-йоркском театре Гейт, где в 1958 году он исполнил роль Фрэнка Гарднера в спектакле «Профессия миссис Уоррен» по пьесе Бернарда Шоу. Было сыграно 5 спектаклей, премьера состоялась 25 июля 1958 года. Новой театральной работой Роберта Дюваля стала роль Дага в спектакле «Зови меня по имени» (англ.), поставленном по пьесе Майкла Шартлифа на сцене театра One Sheridan Square. Премьера состоялась 31 января 1961 года.
В 1962 году Улу Гросбард поставил на сцене театра Sheridan Square Playhouse спектакль «Дни и ночи Биби Фенстермэйкер» (англ.) по пьесе американского драматурга Уильяма Снайдера. Роберт Дюваль сыграл в спектакле роль Боба Смита.
28 января 1965 года в театре Sheridan Square Playhouse состоялась премьера спектакля «Вид с моста» (англ.) по одноименной пьесе Артура Миллера. Режиссёрами постановки выступили Улу Гросбард и Дастин Хоффман. Всего было сыграно 780 спектаклей, последнее представление было дано 11 декабря 1966 года. Роберт Дюваль сыграл роль Эдди и в 1965 году был награждён премией Obie «за выдающееся исполнение» этой роли.
В следующем году Дюваль сыграл в бродвейской постановке пьесы Фредерика Нотта «Дождись темноты» (англ.). Эта пьеса позднее легла в основу фильма «Дождись темноты» 1967 года режиссёра Теренса Янга, в главной роли снялась знаменитая актриса Одри Хепберн. Роберт Дюваль создал образ психопата Гарри Роута младшего, спектакль стал сенсацией Бродвея 1966 года.
Телевидение и первые роли в кино
В 1959 году Дюваль дебютировал на телевидении, где в телешоу Театр Армстронг Сёркл (англ.) сыграл эпизодические роли в сериях «Побег из тюрьмы» (англ. The Jailbreak) и в 1960 году в «Точное опознание». Сериал шёл с 1950 по 1957 год на телеканале NBC и с 1957 по 1963 год на телеканале CBS, и представлял собой экранизацию произведений именитых писателей и драматургов.
Затем последовало ещё несколько приглашений на телевидение, в том числе на эпизодические роли в детективах, криминальных драмах, драмах. В частности, он снялся в телесериалах «Альфред Хичкок представляет» (англ.), «Беззащитный город» (англ.), «Неприкасаемые», «Маршрут 66» (англ.), «Сумеречная зона», «За гранью возможного», «Домушники» (англ.), «Беглец», и «Подразделение» (англ.).
«Помните, как долго американцам потребовалось после Вьетнама, чтобы двинуться вперед и вновь обрести аппетит к военным действиям? Потребовалось десятилетие, прежде, чем мы вновь смогли разговаривать о Вьетнаме, и, возможно, потребовалось бы и дольше, если бы не прекрасная работа Роберта Дюваля, сыгравшего подполковника Билла Килгора в фильме „Апокалипсис сегодня“ и расшевелившего жажду крови в новом поколении американцев» — Марк Эймс, сентябрь 2009 |
Кинодебют Дюваля состоялся в 1962 году, когда он сыграл второстепенную роль Артура «Страшилы» Рэдли, подростка, прожившего большую часть своей жизни взаперти, в фильме «Убить пересмешника», за который Грегори Пек получил «Оскар». Фильм до сих пор считается лучшей экранизацией романа Харпер Ли, а дебют Дюваля в этом фильме, безусловно, является воплощением одного из самых знаменитых в литературе и искусстве архетипов: невидимого монстра, которой при встрече оказывается нежным, измученным и чутким существом. Роль потребовала от Дюваля большого актёрского мастерства, поскольку создавать образ Страшилы он должен был без слов, с помощью языка тела и жестов. Его присутствие на экране было минимальным, и появляется он лишь в самом конце.
В 1960-е годы он сыграл ещё несколько ролей в кино, среди которых были не только эпизодические, но уже и роли второго плана. В 1963 году Дюваль сыграл Капитана Пола Кабота Уинстона в фильме «Капитан Ньюмэн, доктор медицины», ставшем вторым для Дюваля кинофильмом, где его коллегой и партнером по съемочной площадке был Грегори Пек.
Знаковой, хотя и второстепенной, была роль Шиза в фильме 1968 года «Обратный отсчёт». Этот кинофильм был снят в жанре фантастики, но лишён модных спецэффектов, выстрелов, реконструкции внешнего вида комического корабля. Все сцены с участием Роберта Дюваля были основаны на драматических переговорах его героя из центра управления с персонажем Джеймса Каана, летящего в капсуле к Луне. Дуэт Дюваля и Каана вновь появится на экранах в 1969 году в фильме «Люди дождя» и в 1972 году в фильме «Крёстный отец».
В 1969 году Роберт Дюваль был приглашён на роль Гордона в фильме Фрэнсиса Форда Копполлы «Люди дождя», а также на роль преступника «Счастливчика» Неда Пиппера в вестерне 1969 года «Настоящая храбрость» (англ.), получившем множество кинематографических премий и наград.
1970—1989-е годы
С начала 1970-х годов в кинокарьере Роберта Дюваля наступил новый период. Он воплотил образ майора Фрэнка Бёрнса в фильме «Военно-полевой госпиталь». Фильму сопутствовал большой успех, а для Дюваля он стал первым комедийным фильмом. Дюваль доказал, что ему под силу не только драматические роли, но и юмористические образы.
Известность пришла к Роберту Дювалю с его первой главной ролью в культовом фильме Джорджа Лукаса «ТНХ-1138». В интервью газете The Times 21 июня 2007 года, Дюваль признался, что после работы с Лукасом он был уверен, что «парень станет лучшим режиссёром своего поколения».
После первого настоящего успеха последовала следующая знаковая роль — адвоката Тома Хэгена в оскароносном «Крёстном отце» Копполы. За эту роль в 1972 году Дюваль был номинирован на премию «Оскар» в номинации «лучшая роль второго плана». В 1974 году Коппола пригласил Дюваля сняться в продолжении, фильме «Крёстный отец 2». Роль юриста мафиозного клана принесла Дювалю признание публики и критиков. В основе успеха, по мнению кинокритиков, лежало умение Дюваля полностью перевоплотиться в образ своего героя, а при его появлении на экране он воспринимался не как актёр Роберт Дюваль в образе, а именно как Том Хэген. К третьей части трилогии персонаж Дюваля «умер», а причиной смерти назван несогласованный гонорар актёра за роль.
Однако настоящий успех и международное признание пришли к Роберту Дювалю после выхода на экраны фильма «Апокалипсис сегодня», в котором он сыграл роль подполковника Килгора, принесшую ему очередную номинацию на «Оскар», премии BAFTA и «Золотой глобус» (в номинациях «лучшая мужская роль второго плана»), и ставшую безусловной актёрской удачей Дюваля. Его актёрскую работу критики называли «поразительной по силе и очарованию». В одном из эпизодов фильма Дюваль произнёс свою знаменитую фразу «Люблю запах напалма по утрам». Однако, по признанию самого Дюваля, он был «раздосадован тем, что Коппола вырезал из фильма эпизод, который в полной мере раскрыл бы характер его персонажа». Тем не менее, Дюваль продолжает считать режиссёра талантливым. Образ подполковника Килгора занимает 59 строчку в списке 100 величайших ролей всех времен по версии журнала Premier Magazine.
После триумфального «Апокалипсиса» последовали другие значительные роли, в том числе второплановая роль в фильме «Телесеть», за которую Дюваль снова был номинирован на премию BAFTA, и роль подполковника Мичама в фильме 1979 года «Великий Сантини» (англ.), за которую Дюваль был вновь номинирован на «Оскар» в номинации «лучшая мужская роль».
«Роберт Дюваль — мой любимый актёр» — Билли Боб Торнтон, 2008 |
После успеха в кино Дюваль не отказался от театральных ролей и в 1977 году вновь вернулся на бродвейские подмостки. Он сыграл роль Уолтера Коула в спектакле режиссёра Дэвида Мамета (англ. David Mamet) «Американский буффало» (англ.) и получил престижную театральную премию Drama Desk Award в номинации «Лучшая актёрская работа». Эта роль стала последней к настоящему моменту театральной работой Роберта Дюваля.
В 1980-е годы Дюваль продолжал сниматься в серьёзном кино. В этот переиод он создал несколько запоминающихся драматических образов: циничный спортивный комментатор Макс Мёрси в фильме 1984 года «Самородок», детектив отдела полиции Лос-Анджелеса Боб Ходжес в фильме 1988 года «Цвета».
«Оскар» за лучшую мужскую роль Дюваль получил за роль Мака Следжа, исполнителя песен в стиле кантри, в фильме 1983 года «Нежное милосердие». Известный кинокритик Роджер Эберт из газеты Chicago Sun-Times утверждает, что Хортон Фут, автор сценария фильма, рекомендовал когда-то Дюваля на его первую кинороль в фильме «Убить пересмешника», а позже также рекомендовал его на роль в картинах «Завтра» (1972) и «Нежное милосердие». Исполнение Робертом Дювалем роли Следжа занимает 14 место в списке 100 самых лучших актёрских работ всех времён по версии журнала Premier Magazine.
В 1989 году Дюваль снялся в мини-серале «Одинокий голубь» в роли Гуса Маккрэя, бывшего техасского рейнджера. Эта роль принесла ему ещё один «Золотой глобус» и номинацию на премию «Эмми» за лучшую актёрскую работу в телесериале.
Самое интересное, что тогда как люди во всём мире помнят меня в основном за Килгора, большая часть Америки узнаёт меня после «Одинокого голубя». Из всех ролей, которые я когда-либо сыграл, и несмотря на то, что «Крёстный отец» был гораздо лучше с точки зрения режиссуры, «Одинокий голубь» — моя любимая роль. Я люблю вестерны.
But what's funny is that while people internationally remember me most for Kilgore, in most of America people recognise me from Lonesome Dove. And of all the parts I've played, and while The Godfather was much better directed, Lonesome Dove is my favourite. I love westerns.
— Роберт Дюваль
Ещё в 1970-х годах актёр решил попробовать себя в роли режиссёра. Его дебютом стал документальный фильм «Мы не робкого десятка» («We’re Not the Jet Set») в 1977 году, рассказывающий о семье фермеров из Небраски, занимающихся родео. В 1983 году Дюваль выступил в качестве автора сценария и режиссёра кинофильма «Анжело, любовь моя» (англ.) об истории Анжело Эванса, мальчика из цыганской семьи, живущего на улицах Нью-Йорка. Фильм был благосклонно принят публикой и критиками.
1990—2000-е годы
В 1990-е годы Дюваль активно снимался, иногда выпуская по четыре фильма в год.
Знаковым фильмом начала 1990-х для Дюваля стала трогательная роль папаши Хиллера в мелодраме «Слабая Роза», которого пытается соблазнить деревенская девушка-нимфоманка, ставшая любимицей и проклятием семьи Хиллеров. Сценарий и актёрская работа Роберта Дюваля были высоко оценены кинокритиками. В отзывах не редко описывают одну из самых примечательных сцен фильма, попытку Розы соблазнить Хиллера:
|
Другие роли, сыгранные им в этот период, подтверждают широкий спектр его актёрских возможностей, среди таких ролей и полицейский, готовящийся уйти на пенсию («С меня хватит»), и кубинский пенсионер («Я боролся с Эрнестом Хемингуэем»), и редактор нью-йоркской газеты («Газета»), и провинциальный доктор («Феномен»), и астронавт в фильме «Столкновение с бездной», и ковбой в вестерне «Открытый простор», и футбольный тренер в «Бей и кричи» (англ.), а также чемпион Лас-Вегаса по покеру в «Везунчике» и капитан полиции Нью-Йорка в «Хозяевах ночи».
Новый успех и очередная номинация на премию «Оскар» последовали за роль харизматичного протестантского священника Улисса «Сонни» Дьюи в фильме 1997 года «Апостол». Дюваль также выступил режиссёром и автором сценария этого фильма. Фильм был снят на собственные средства актёра, а сценарий написан им за 15 лет до начала съёмок. Лента триумфально прошла по американским кинотеатрам. Работа Дюваля получила позитивные отклики в прессе, а Дюваль «в очередной раз подтвердил то, что все и так знают: он один из величайших актёров своего времени». Этим фильмом Роберт Дюваль разрушил все стереотипы, созданные обществом о проповедниках, но сделал это без карикатурных и высмеивающих их приёмов. Будучи человеком верующим, Дюваль давно мечтал об этом проекте, он также признался, что «Голливуд создает отличные блокбастеры, но когда дело касается религиозной тематики, телевидение и Голливуд делают это грязно». Для придания фильму достоверности Дюваль пригласил на съемочную площадку обычных прихожан, которые играли в фильме самих себя.
В 2002 году Дюваль снял кинофильм «Убийственное танго» — триллер об одном из своих увлечений — танго. Это ещё один авторский фильм Роберта Дюваля, он является автором сценария, режиссёром и исполнителем главной роли, а основной женский образ создала нынешняя жена Дюваля, актриса Лусиана Педраса.
В 2003 году в фильме «Боги и генералы» Дюваль воплотил образ командующего войсками Конфедерации генерала Ли, своего предка. Фильм снимался на ранчо недалеко от владений Дюваля в штате Виргиния
В многочисленных интервью Роберт Дюваль признавался, что вестерн является его любимым жанром в кино. Свое пристрастие он обычно комментирует таким образом:
Послушайте, англичане ставят Шекспира, французы Мольера, русские Чехова — а мы делаем вестерны. Два года, проведённые мной в юности на ранчо моего дяди в Монтане, наделили меня знаниями и умением делать вестерны. |
Амплуа и оценка творчества
Роберт Дюваль — драматический актёр. Многие его роли высоко оценены публикой и критиками, отмечены международными премиями и наградами. Его нередко сравнивают с крупнейшими актёрами мирового кино, в частности газета The New York Times назвала его «американским Лоуренсом Оливье». В коллекции сыгранных им ролей большое количество военных, полицейских и рейнжеров, исторические деятели прошлого (Генерал Роберт Ли, Иосиф Сталин, Президент Эйзенхауэр, Адольф Эйхман и знаменитый преступник Джесси Джеймс), а также обычные американцы. Среди литературных персонажей отдельно можно выделить Артура Рэдли в «Убить пересмешника» и доктора Ватсона в фильме «Семипроцентный раствор». Такой широкий диапазон исполняемых ролей позволяет критикам характеризовать Роберта Дюваля как многопланового актёра. Следует отметить, что среди большого количества положительных отзывов о творчестве Дюваля в целом, есть и критические оценки, которые, в большей степени, относятся к фильмам в целом, нежели к самой актёрской работе Дюваля. Так, фильм «Дорога», являющийся экранизацией романа лауреата пулитцеровской премии Кормака Маккарти, по мнению кинокритика газеты Pittsburgh Tribune является слабым и значительно проигрывает оригиналу, несмотря на «замечательный актёрский состав» (Мортенсен и Дюваль). По утверждению корреспондента газеты The New York Times, опубликованному в 1989 году, за тридцатилетнюю актёрскую карьеру Роберт Дюваль не получил практически ни одного негативного отзыва о своей работе. Среди телевизионных ролей Роберта Дюваля есть много фильмов, снятых в жанре вестерн. Этот же жанр является любимым в кино для самого актёра. Дюваля нередко сравнивают с Клинтом Иствудом, другим актёром, знаменитым благодаря этому жанру. Критики, в частности Элисон Уолдмэн из TV Squad, признают, что такой актёр, как Роберт Дюваль, необходим телевидению, он может сыграть всё, что угодно, и делает высококлассным любой проект, в котором участвует. При анализе его творческой карьеры, однако, невольно возникает вопрос: почему при таком количестве успешных ролей и полученных восторженных отзывов профессионалов, Дюваль является обладателем лишь одного «Оскара», полученного им в 1983 году? При этом, ещё в 1960 году мастер кинематографии и учитель Дюваля, Стэндфорд Мейснер, признался, что на тот момент были только два великих американских актёра: первый Брандо, а второй Дюваль.
«Среди актёров, на которых выросло мое поколение, это Роберт Дюваль. Такой манерой игры я восхищаюсь, и мне хотелось играть в такой же манере. Это гораздо интереснее, чем другие аспекты актёрского мастерства: быть способным передать сложный внутренний мир персонажа. Игры с переодеванием не идут ни в какое сравнение с этим» — Колин Фёрт, 2003 |
Профессионалы также отмечают серьёзность работы Роберта Дюваля над любой ролью, будь то эпизод в телесериале или главная роль в художественном фильме. Его убедительность в любом образе позволила ему сотрудничать с такими именитыми режиссёрами, как Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас, Лассе Халльстрём, Рон Ховард, Роберт Олтмен. Он был одним из любимых актёров Копполы, о чём, в частности, свидетельствует пять фильмов режиссёра, в которых он снял Дюваля. При этом Дюваль признается, что лучшие режиссёры, с которыми он когда-либо работал, всегда оставляли его в покое на съемочной площадке, полагаясь на его видение того или иного эпизода. Готовясь к съемкам своего авторского фильма «Апостол», Роберт Дюваль опасался браться за режиссуру, а Коппола, Улу Гросбард и Ричард Пирс убедили его, что он готов снять такое кино, что чувствует тему лучше, чем даже они. В разговоре о влиянии на него, как актёра и режиссёра, Роберт Дюваль отдельно отмечает Мартина Скорсезе, Эмира Кустурицу, чей фильм «Папа в командировке» потряс Дюваля, и Кена Лоуча и его работу в фильме «Кес». Фильм оказал на Дюваля большое влияние, его особенно впечатлило то, что даже понимая, что фильм игровой, у него оставалось впечатление, что это документалистика. Дюваля восхищает режиссёрская манера Кена Лоуча, его подход к актёрам и построение съемочного процесса на импровизации. Такой стиль работы Роберт Дюваль сам успешно применял на съемках собственного фильма «Убийственное танго». А по признанию Кевина Костнера, который работал с Дювалем в фильме «Открытый простор» в качестве режиссёра и партнёра, Дюваль бывает груб с режиссёрами, которые диктуют ему, что и как делать. Успех их совместной работы во многом определялся тем, что Дювалю понравилась режиссёрская манера Костнера.
Роберт Дюваль об актёрском мастерстве
Я всегда помню то, что Сэндфорд Мейснер, мой учитель актёрского мастерства, говорил нам. Когда вы создаёте образ, это как делать стул, за тем лишь исключением, что вместо дерева, вы делаете его из себя самого. Это и есть актёрское ремесло — вложить всего себя в образ. |
Частная жизнь
Роберт Дюваль был женат четыре раза, детей ни в одном из четырёх браков у актёра не родилось.
Политические воззрения и общественная деятельность
Роберт Дюваль и его жена Лусиана Педраса поддерживают Республиканскую партию США. В предвыборной президентской компании 2008 года они открывали встречу сенатора Маккейна и Сары Пэйлин с избирателями в Albuquerque Convention Center 6 сентября 2008 года, Дюваль также озвучивал видеоролик, представлявший Джона Маккейна на съезде Республиканской партии США. После появления в прессе критических публикаций о Саре Пэйлин, Роберт Дюваль позволил себе резкие высказывания в адрес репортёров. В частности, он обрушился на журналиста, раскритиковавшего Пэйлин, демонстративно сделав вид, что не может вспомнить его фамилию.
Дюваль занимает достаточно жёсткую позицию в отношении Кубы. Так, он отказался сниматься в фильме студии Dreamworks, спонсором которого должен был выступить Стивен Спилберг, и весьма язвительно прокомментировал высказывание Спилберга, заявившего после своей поездки на Кубу, что «…проведённые с Фиделем Кастро семь часов, были, в общем, лучшими в его жизни».
Актёр ведёт активную общественную деятельность, в частности он участвовал в акциях протеста по поводу строительства супермаркета рядом с мемориальным полем битвы времён Гражданской войны в штате Виргиния.
Дюваль является основателем благотворительного фонда «The Robert Duvall Children’s Fund». Фонд оказывает помощь детям Аргентины, финансированием строительства школ и больниц, помощь малоимущим. Помимо собственного фонда, Дюваль и его жена поддерживают иные благотворительные организации и мероприятия.
Избранная фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1962 | ф | Убить пересмешника | To Kill a Mockingbird | Артур «Страшила» Рэдли |
1965 | ф | Кошмар на палящем солнце | Nightmare in the Sun | Мотоциклист |
1966 | ф | Погоня | The Chase | Эдвин Стюарт |
1968 | ф | Буллит | Bullitt | Таксист Вайсберг |
1968 | ф | Обратный отсчет | Countdown | Шиз |
1968 | ф | Детектив | The Detective | Нестор |
1969 | ф | Настоящая храбрость | True Grit | Нед Пиппер |
1970 | ф | Революционер | The Revolutionary | Деспар |
1971 | ф | Законник | Lawman | Вернон Адамс |
1971 | ф | THX 1138 | THX 1138 | THX |
1972 | ф | Крёстный отец | The Godfather | Том Хэген |
1972 | ф | Завтра | Tomorrow | Джексон Фэнтри |
1972 | ф | Великое нападении на Нортфилд в Миннесоте | The Great Northfield Minnesota Raid | Джесси Джеймс |
1972 | ф | Джо Кид | Joe Kidd | Фрэнк Харлан |
1973 | ф | Леди Лёд | Lady Ice | Форд Пирс |
1973 | ф | Жетон 373 | Badge 373 | Эдди Райн |
1973 | ф | Экипировка | The Outfit | Маклин |
1974 | ф | Крестный отец 2 | The Godfather II | Том Хэген |
1975 | ф | Побег | Breakout | Джей Вагнер |
1975 | ф | Элита Убийц | The Killer Elite | Джордж Хансен |
1976 | ф | Семипроцентный раствор | The Seven-Per-Cent Solution | Доктор Ватсон/Рассказчик |
1976 | ф | Телесеть | Network | Фрэнк Хэккет |
1976 | ф | Орёл приземлился | The Eagle Has Landed | Полковник Макс Рэдл |
1977 | ф | Величайший | The Greatest | Билл Макдональд |
1978 | ф | Бэтси | The Betsy | Лорен Хардман III |
1979 | ф | Апокалипсис сегодня | Apocalypse Now | Подполковник Килгор |
1979 | ф | Великий Сантини | The Great Santini | Подполковник «Бык» Мичам |
1981 | ф | Тайны исповеди | True Confessions | Детектив Том Спелласи |
1981 | ф | Погоня за Д.Б. Купером | The Pursuit of D.B. Cooper | Грюн |
1983 | ф | Нежное милосердие | Tender Mercies | Мак Следж |
1984 | ф | Каменный мальчик | The Stone Boy | Джо Хиллерман |
1984 | ф | Самородок | The Natural | Макс Мерси |
1984 | ф | Плавучий маяк | The Lightship | Кэлвин Калвари |
1986 | ф | Белизар Кейджнский | Belizaire the Cajun | Священник |
1986 | ф | Давайте выручим Гарри | Let's Get Harry | Норман Шрайк |
1987 | ф | Отель «Колониаль» | Hotel Colonial | Роберто Караско (Люка Веньери) |
1988 | ф | Цвета | Colors | Офицер Боб Ходжес |
1989 | ф | Одинокий голубь | Lonesome Dove | Огастас «Гас» МакКри |
1990 | ф | История служанки | The Handmaid’s Tale | Командующий |
1990 | ф | Демонстрация силы | A Show of Force | Говард |
1990 | ф | Дни грома | Days of thunder | Харри Ходж |
1991 | док | Сердца тьмы | Hearts Of Darkness: A Filmmakers's Apocalypse | в роли самого себя |
1991 | ф | Слабая роза | Rambling Rose | Дэдди Хиллер |
1991 | ф | Осуждённые | Convicts | Солл |
1992 | ф | Чума | The Plaque | Джозеф Гранд |
1992 | тф | Сталин | Stalin | Иосиф Сталин |
1992 | ф | Продавцы новостей | Newsies | Джозеф Пулитцер |
1993 | ф | Я боролся с Эрнестом Хемингуэем | Wrestling Ernest Hemingway | Уолтер |
1993 | ф | С меня хватит | Falling down | Детектив Мартин Прендергаст |
1994 | ф | Газета | The Paper | Берни Вайт |
1995 | ф | Повод для разговоров | Something to Talk About | Вайли Кинг |
1995 | ф | Алая буква | The Scarlet Letter | Роджер Чиллингворт |
1995 | ф | Счастливые звезды над Генриеттой | The Stars Fell on Henrietta | Мистер Кокс |
1996 | ф | Человек, который поймал Эйхмана | The Man Who Captured Eichmann | Адольф Эйхман |
1996 | ф | Феномен | Phenomenon | Док Брандер |
1996 | ф | Фамильное имущество | A Family Thing | Эрл Пилчер |
1997 | ф | Апостол | The Apostle | Проповедник Улисс Дэви |
1998 | ф | Столкновение с бездной | Deep impact | Таннер |
1998 | ф | Леший | The Gingerbread Man | Диксон Досс |
1998 | ф | Гражданский иск | A Civil Action | Джером Фэтчер |
2000 | ф | Цена победы | A Shot at Glory | Гордон Макклауд |
2000 | ф | Угнать за 60 секунд | Gone in Sixty Seconds | Отто Халливелл |
2000 | ф | Шестой день | The 6th day | Доктор Гриффин Виэр |
2002 | ф | Джон Кью | John Q | Лейтенант Фрэнк Гримс |
2002 | ф | Убийственное танго | Assassination Tango | Джон Андерсон |
2003 | ф | Боги и генералы | Gods and Generals | Генерал Роберт Ли |
2003 | ф | Открытый простор | Open range | Босс Спиармен |
2003 | ф | Старые львы / Подержанные львы | Secondhand Lions | Хаб |
2005 | ф | Бей и кричи | Kicking & Screaming | Бак Уэстон |
2005 | ф | Здесь курят | Thank You for Smoking | капитан |
2007 | ф | Везунчик | Lucky you | Эл Си Чивер |
2007 | ф | Хозяева ночи | We own the night | Берт Грасински |
2008 | ф | Четыре Рождества | Four Christmases | Говард |
2009 | ф | Дорога | The Road | Старик |
2009 | ф | Похороните меня заживо | Get Low | Феликс Буш |
2009 | ф | Сумасшедшее сердце | Crazy Heart | Уэйн Крамер |
2011 | ф | Семь дней в утопии | Seven Days in Utopia | Джонни Кроуфорд |
2012 | тф | Хемингуэй и Геллхорн | Hemingway & Gellhorn | русский генерал |
2012 | ф | Машина Джейн Мэнсфилд | Jayne Mansfield's Car | Джим Калдуэлл |
2012 | ф | Джек Ричер | Jack Reacher | Кэш |
2013 | ф | Ночь в старой Мексике | A Night in Old Mexico | Ред |
2014 | ф | Судья | The Judge | судья Джозеф Палмер |
Награды и признание
18 сентября 2003 года за вклад в развитие кино Роберт Дюваль получил именную звезду на Аллее славы в Голливуде.
В 2005 году Дюваль был награждён «Национальной медалью за достижения в искусстве» (англ. National Medal of Arts). Награждение проходило в Белом Доме, вручал награду Джордж Буш.
В общей сложности за свою актёрскую карьеру Дюваль был 97 раз номинирован на получение различных премий и получил 57 профессиональных наград.
Награда | Год | Категория | Фильм/Телесериал | Результат |
---|---|---|---|---|
Оскар | 1973 | Лучшая мужская роль второго плана | Крёстный отец | Номинация |
1980 | Лучшая мужская роль второго плана | Апокалипсис сегодня | Номинация | |
1981 | Лучшая мужская роль | Великий Сантини | Номинация | |
1984 | Лучшая мужская роль | Нежное милосердие | Победа | |
1998 | Лучшая мужская роль | Апостол | Номинация | |
1999 | Лучшая мужская роль второго плана | Гражданский иск | Номинация | |
BAFTA | 1973 | Лучшая мужская роль второго плана | Крёстный отец | Номинация |
1978 | Лучшая мужская роль второго плана | Телесеть | Номинация | |
1980 | Лучшая мужская роль второго плана | Апокалипсис сегодня | Победа | |
Золотой глобус | 1980 | Лучшая мужская роль второго плана | Апокалипсис сегодня | Победа |
1984 | Лучшая мужская роль в драме | Нежное милосердие | Победа | |
1990 | Лучшая мужская роль в мини-сериале или телефильме | Одинокий голубь | Победа | |
1993 | Лучшая мужская роль в мини-сериале или телефильме | Сталин | Победа | |
1999 | Лучшая мужская роль второго плана | Гражданский иск | Номинация | |
2007 | Лучшая мужская роль в мини-сериале или телефильме | Прерванный путь | Номинация | |
Эмми | 1989 | Лучшая мужская роль в мини-сериале или фильме | Одинокий голубь | Номинация |
1993 | Лучшая мужская роль в мини-сериале или фильме | Сталин | Номинация | |
1997 | Лучшая мужская роль в мини-сериале или фильме | Человек, который поймал Эйхмана | Номинация | |
2007 | Лучший мини-сериал или фильм | Прерванный путь | Победа | |
Лучшая мужская роль в мини-сериале или фильме | Прерванный путь | Победа | ||
Премия Гильдии киноактёров США | 1997 | Лучшая мужская роль в телефильме или мини-сериале | Человек, который поймал Эйхмана | Номинация |
1998 | Лучшая мужская роль | Апостол | Номинация | |
1999 | Лучшая мужская роль второго плана | Гражданский иск | Победа | |
2007 | Лучшая мужская роль в телефильме или мини-сериале | Прерванный путь | Номинация | |
2011 | Лучшая мужская роль | Похороните меня заживо | Номинация |