На фото Роберт  Музиль

Роберт Музиль

Биография

Музиль Роберт (Musil, Robert) (1880–1942), австрийский писатель, снискавший мировую известность монументальным (незавершенным) романом Человек без свойств (Der Mann ohne Eigenschaften, тт. 1–3, опубл. 1930, 1933, 1943); автор повестей, новелл, пьес и эссе.

Родился 6 ноября 1880 в Клагенфурте; по желанию отца учился в кадетском корпусе, но военная карьера не привлекала его, он увлекся математикой и точными науками, а затем философией и психологией.

Я всесторонне необразован.

Музиль Роберт

Окончив Высшую техническую школу в Брюнне (совр. Брно) и продолжая занятия психологией, Музиль в 1908 опубликовал свой первый роман Душевные смуты воспитанника Тёрлеса (Die Verwirrungen des Zuglings Turless), привлекший к себе внимание читателей и критики, и решил целиком посвятить себя литературе. После Первой мировой войны Музиль начал работу над романом Человек без свойств. Чтобы обеспечить семью, он читал лекции в технической школе, работал библиотекарем, занимался журналистикой.

Когда в 1938 немецкие войска вошли в Австрию, Музиль эмигрировал в Швейцарию. Умер Музиль в Женеве 15 апреля 1942.

Душевные смуты воспитанника Тёрлеса – рассказ о подростке, воспитаннике закрытого полувоенного учебного заведения. «Школьные романы», обличающие учительский произвол и тиранию, были в начале века вообще очень популярны, однако Тёрлес резко выделяется на их фоне. Перу Музиля принадлежат пять новелл о любви, объединенных в сборники Соединения (Vereinigungen, 1911) и Три женщины (Drei Frauen, 1924).

"Много говорить о себе считается признаком глупости. Однако человечество весьма своеобразно обходит этот запрет - благодаря поэтам! "

Музиль Роберт

По своему замыслу Человек без свойств – портрет человека, большого города и исторической эпохи. Манерой письма, а равно и широтой охвата это произведение сравнимо со знаменитыми романами М.Пруста, Дж.Джойса и Г.Броха.

Герой-интеллектуал на самом деле вовсе не лишен свойств, но, отойдя от активной жизни, способен теперь осмыслить возможности – свои собственные и общества – в надежде отыскать синтез «точности и души», «рациоидного» и «нерациоидного», по определению писателя в Очерке поэтического познания (1918).

«Эссеистичность» Музиля – остроумные отступления на самые разные темы – во многом способствовала широкой популярности книги.

Поделиться: