На фото Роберт  Земекис

Роберт Земекис

Категория:
Страна:
Биография

Роберт Ли Земекис (англ. Robert Lee Zemeckis, род. 14 мая 1951, Чикаго, Иллинойс) — американский кинорежиссёр и продюсер.

Роберт Земекис родился и вырос в окрестностях Чикаго, штат Иллинойс, в местечке Макгенри. Отец его имел литовские, а мать — итальянские корни, оба они принадлежали к рабочему классу и были приверженцами римской католической церкви.

Учился Земекис в Академии Кристиана Фенгера (Christian Fenger Academy High School). Он говорил: «Правда в том, что в моей семье не было места искусству. Я имею в виду, никакой музыки, книг или театра… Единственным источником вдохновения было телевидение — и оно действительно им было». Ребёнком Земекис любил телевидение и однажды, найдя у родителей 8-миллиметровую любительскую кинокамеру, был очарован раз и навсегда. Начав со съемок обычных семейных праздников, Земекис с друзьями постепенно стали снимать фильмы в жанре повествования, которые сочетали в себе и кукольную анимацию, и другие спецэффекты.

Наслаждаясь съемками фильмов, Земекис по-прежнему оставался жадным до телевидения. «Часто слышишь, что телевидение порождает множество проблем», — говорил Земекис. — «Но мне именно оно спасло жизнь».

Телевидение было для Земекиса первым проблеском иной жизни — за пределами воспитания «синих воротничков», кем по сути являлась семья режиссёра.

Впервые он узнал о существовании школ кинематографии из одного из ночных шоу Джонни Карсона (The Tonight Show Starring Johnny Carson).

После просмотра фильма «Бонни и Клайд» он был настолько впечатлён, что твердо решил поступать в кинематографическую школу.

Но родители не разделили энтузиазма сына. «Для моей семьи, друзей и всего того мира, в котором я рос, эта мечта казалась неосуществимой. Они бы сказали: „Ты забыл, кто ты и откуда? Ты не способен стать режиссёром!“». Возможно, желание доказать обратное также повлияло на мой выбор.

Образование и раннее творчество

Земекис попытался поступить только в одно место — школу кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии — с помощью эссе и музыкального видео, снятого им ранее на песню «Битлз». Не получив ответа от университета, он решил позвонить сам, и ему сообщили, что его заявка была отклонена из-за весьма среднего школьного балла. Режиссёр дал «сердечное обещание» чиновнику университета пойти в летнюю школу и улучшить результаты, и в конечном счете добился принятия его в школу.

Прибыв в университет той осенью, Земекис столкнулся с программой, которая, по его словам, интересовала только кучку хиппи и рассматривалась университетом как излишнее обременение.

Дисциплины были трудными, что ещё более усиливалось профессорами, неустанно подчеркивавшими, как непрост кинобизнес. Но всё же Земекис не был особенно обеспокоен этим и относился к ситуации со здоровым цинизмом, что было порождено его чикагским воспитанием.

Во время учёбы в университете, Земекис завязал тесную дружбу с другим студентом - впоследствии писателем Бобом Гейлом. Гейл позже вспоминал: «Все выпускники Университета Южной Калифорнии обладали некой напускной интеллектуальностью. Поэтому мы с Бобом стремились к общению друг с другом, так как мы хотели снимать настоящее голливудское кино. Нас не интересовала „Французская новая волна“. Нам нравился Клинт Иствуд, Джеймс Бонд и Уолт Дисней, потому что на этом мы выросли».

Получив Студенческую Академическую Премию в университете за свой фильм «Поле чести», режиссёр привлек внимание Стивена Спилберга. Последний рассказывал: "Земекис проскочил через моего секретаря, усадил меня и показал мне этот фильм… Это было захватывающе: полицейские машины, погоня, и всё это — на фоне музыки Элмера Берштайна из «Большого побега».

Спилберг стал наставником Земекиса и исполнительным продюсером двух его первых фильмов (оба написанных в соавторстве с Бобом Гейлом), а позже и других — в том числе трилогии «Назад в будущее» и «Кто подставил кролика Роджера».

Фильмы «Я хочу держать тебя за руку» (1978) и «Подержанные автомобили» с Куртом Расселом (1980) были благоприятно восприняты критиками (с особым восторгом отозвалась о последнем фильме Полин Кейл), но, увы, оказались абсолютно невыгодны коммерчески. «Я хочу держать тебя за руку» была первой из нескольких картин Земекиса, в которых он привлек в качестве персонажей исторических фигур и знаменитостей.

После провала первых фильмов, также картины «1941-й» (режиссёром которого выступил Спилберг, а Земекис и Гейл — сценаристами), этот союз заработал репутацию пишущих «сценарии, которые все считают потрясающими, но не порождающих кино, которое нравилось бы публике».

Прорыв

В силу сложившейся репутации, в ранних 1980-х у Земекиса возникли сложности с работой, несмотря на то, что фактически они с Гейлом оставались загруженными.

Они писали сценарии для других режиссёров, в том числе «Кар пул» для Брайана де Пальмы и «Взросление» для Спилберга, — впрочем, так и не снятых. Другой проект Земекиса-Гейла о подростке, который случайно попал в прошлое — в 1950-е годы, был отклонен всеми крупными студиями. Режиссёр пребывал безработным до тех пор, пока Майкл Дуглас не нанял его в 1984 г. для съемок картины «Роман с камнем». Ожидалось, что романтическая приключенческая история с Дугласом и Кэтлин Тернер в главных ролях будет провальной (по той причине, что после просмотра предварительного монтажа продюсеры находящегося тогда в работе «Кокона» уволили Земекиса с должности режиссёра), но позже фильм неожиданно для всех стал популярным.

Работая над «Романом с камнем», Земекис встретился с композитором Аланом Сильвестри, который стал автором музыки всех его последующих картин.

После «Романа», режиссёр резко переключился на свой старый сценарий о путешествиях во времени, названный «Назад в будущее». С Майклом Дж. Фоксом и Кристофером Ллойдом в главных ролях, кино завоевало признание сразу после релиза, что повлекло за собой съемки ещё двух сиквелов, вышедших в прокат в 1989 и 1990 гг. соответственно.

Перед тем, как выпустить последние части трилогии, Земекис успел поработать с Walt Disney Company и снять другой фильм — сумасбродный детектив о 1940-х годах «Кто подставил кролика Роджера» с проработанным точнейшим образом сочетанием традиционной анимации и живого действия. 70-миллионый бюджет этой картины сделал её одной из самой дорогих в своей категории. Фильм имел как коммерческий успех, так и у критиков, и был награждён четырьмя премиями «Оскар». В 1990-м, когда Земекиса спросили, хотел ли бы он создавать некомедийные фильмы, он прокомментировал: «Я бы хотел иметь возможность создавать всё. Просто сейчас я слишком расслаблен, чтобы делать что-либо не клоунское».

В 1992 году Земекис снимает чёрную комедию «Смерть ей к лицу» с участием Мерил Стрип, Голди Хоун и Брюса Уиллиса.

Следующий его фильм 1994 года хотя и содержал в себе некоторые комедийные моменты, всё же был в большей степени драматическим (первой подобной картиной в истории работ режиссёра) и имел колоссальный с точки зрения коммерции и мнения критиков успех, — «Форрест Гамп». Снимая Тома Хэнкса в главной роли и заимствуя в некоторой степени черты «Зелига» Вуди Аллена, режиссёр через героя Форреста Гампа повествует о жизни мужчины с низким интеллектом, которому невольно удается принимать участие в главных событиях XX века и взаимодействовать с несколькими основными историческими фигурами. Фильм собрал $677 млн по всему миру и стал культовой картиной 1994 года, получив 6 премий «Оскар»: за «лучшую картину», «лучшую мужскую роль» (Том Хэнкс) и, конечно, «лучшего режиссёра». В 1997-м Земекис снимает «Контакт», — долгосрочный проект, снятый по мотивам одноимённого романа 1985-го года Карла Сагана. Фильм построен вокруг Элеонор Эрроуэй (Джоди Фостер), учёном, убеждённом в том, что она установила контакт с инопланетными существами.

2000-e

В 1999-м режиссёр вкладывает $5 млн в Центр цифрового искусства Роберта Земекиса при Университете Южной Калифорнии — территорию в 3300 м?, на которой расположились производственные цеха, огромная цифровая лаборатория обработки с 60 системами и проекционный зал на 50 мест.

Когда центр был открыт в марте 2001-го, Земекис уже обсуждал вопросы будущего кинематографа со своими друзьями — Спилбергом и Джорджом Лукасом. О тех, кто цеплялся за целуллоид и осуждал идею цифровой съемки, Земекис говорил: «Это те же ребята, которые утверждали, что звук граммофонных пластинок лучше CD. Вы можете твердить об этом до посинения, но я не знаю никого, кто бы продолжал покупать винил. Фильм, в традиционном представлении о нём, собирается меняться. Но неизменно желание человека делиться историями у походного костра. И единственная вещь, которая претерпевает изменения, — это сам костер.»

Центр Роберта Земекиса в настоящее время включает много классов киношколы, большая часть которых занята школой Interactive Media Division и Trojan Vision — студенческую телевизионную станцию Университета Южной Калифорнии, которая была признана студенческой телевизионной станцией номер один в стране.

В 1996 Земекис стал развивать проект, вышедший позже в русский прокат с названием «Изгой» (The Cast Away в оригинальной версии), с Томом Хенксом и сценаристом Уильямом Бройлесом мл. История, вдохновением для которой послужил герой романов Даниэля Дефо Робинзон Крузо, повествует о человеке, выброшенном на необитаемый остров после крушения самолета и претерпевающим глубокие физические и духовные изменения. Работая над «Изгоем», Земекис обращается к триллеру Хичкока «Что скрывает ложь», основанном на идее Спилберга, — истории о супружеской паре, переживающей «синдром опустевшего гнезда».

Для роли Хэнкс должен был резко сбросить вес, поэтому Земекису пришлось отснять картину «Что скрывает ложь» в промежутках эпизодов первого фильма. Он снял первую часть «Изгоя» в начале 1999-го, осенью выпустил «Что скрывает ложь» и в начале 2000-го завершил работу над последним эпизодом драмы.

«Что скрывает ложь» с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер в главных ролях была выпущена в июле 2000-го и имела отличные кассовые сборы, которые «грязными» составили более $155 млн. Хэнкс был удостоен номинации «Лучший актёр» за роль Чака Ноланда в «Изгое».

В 2004-м Земекис снова работает с Хэнксом над кинокартиной «Полярный экспресс» — по одноименной книге Криса Ван Оллсбурга.

«Полярный экспресс» использовал технику компьютерной анимации, известную как захват движения, посредством чего движения актёров были захвачены в цифровой форме и использовались в качестве основы для анимационных персонажей. Как первый главный фильм, использующий захват движения, «Полярный экспресс» заставил Нью-Йорк Таймс писать, что, «Независимо от того, что критики и зрители сделают из этого фильма, с технической точки зрения он может стать поворотным моментом в постепенном переходе от аналогового кино к цифровому».

В феврале 2007 Земекис и управляющий «Студией Уолта Диснея» Дик Кук объявили о планах открыть новую кинокомпанию, использующую данный эффект, чья основная деятельность будет акцентирована на компьютерной графике и 3d-эффектах. Предполагалось, что компания ImageMovers Digital будет создавать фильмы, используя технологию захвата, Земекис будет курировать проекты, а Дисней распределит и продаст кинофильмы во всем мире.

Земекис использовал технологию снова, в фильме «Беовульф», который является художественным пересказом англосаксонского эпического одноименного стихотворения, и приглашает для съёмок Рэя Уинстона, Анджелину Джоли и Энтони Хопкинса.

Обладатель литературной премии Хьюго в области научной фантастики Нил Гейман, который писал сценарий по книге вместе с Роджером Эвери, описывал фильм как «невероятно сильную и странную интерпретацию легенды о Беовульфе». Фильм вышел в прокат 16 ноября 2007 г.

В июле 2007 в еженедельнике «Variety» появилась заметка о том, что Земекис написал сценарий для «Рождественской истории», основанной на рассказе Чарльза Диккенса 1843-го года Рождественская песнь в прозе, и собирается снять фильм с использованием знаменитого эффекта и выпустить его уже от имени студии «ImageMovers Digital».

Во время работы над сценарием Земекис держал в голове Джима Керри, и в итоге актёр согласился сыграть даже несколько ролей в картине, в том числе Эбенезера Скруджа — молодого, средних лет и старика, а также всех трёх призраков, охотившихся на богача. Также в фильме принимал участие Гэри Олдмен. В прокате кино появилось 6 ноября 2009.

В августе 2008 веб-сайт IGN опубликовал интервью с Филлипом Петитом, известным французским актёром, в котором тот заявил, что Земекис помогает ему воплотить в жизнь его мемуары «Дотянуться до облаков».

В августе 2009 Земекис и его компания начали обсуждение с Disney съёмок ремейка на фильм «Желтая субмарина» — уже в новом цифровом исполнении. Также режиссёр планирует снять продолжение фильма «Кто подставил кролика Роджера». Питер Симэн и Джеффри Прайс, писавшие сценарий к первому фильму, в настоящее время работают над второй частью.

Личная жизнь

Земекис признался, что в течение длительного периода жизни он жертвовал личной жизнью ради карьеры. «Я выиграл „Оскара“ в 44 года, но заплатил за него я ещё в 20. В то время моей жизни, начиная от поступления в школу кино и до 30 лет, не существовало ничего, кроме абсолютной всепоглощающей работы. У меня не было денег. И не было жизни».

В ранних 1980-х Земекис женился на актрисе Мэри Эллен Трейнор, у них есть сын Александр. Их брак ему трудно было сочетать с любимым занятием режиссёра, и в итоге он распался.

В 2001 году он снова женился — на актрисе Лесли Хартер.

Фильмография

Режиссёр

  • 1972 — «Лифт» / The Lift (режиссёр, сценарист)
  • 1973 — «Поле чести» / A Field of Honor (режиссёр, сценарист)
  • 1978 — «Я хочу держать тебя за руку» / I Wanna Hold Your Hand (режиссёр, сценарист)
  • 1980 — «Подержанные автомобили» / Used Cars (режиссёр, сценарист)
  • 1984 — «Роман с камнем» / Romancing the Stone (режиссёр)
  • 1985 — «Назад в будущее» / Back to the Future (режиссёр, сценарист)
  • 1988 — «Кто подставил кролика Роджера» / Who Framed Roger Rabbit (режиссёр)
  • 1989 — «Назад в будущее 2» / Back to the Future Part II (режиссёр, сценарист)
  • 1990 — «Назад в будущее 3» / Back to the Future Part III (режиссёр, сценарист)
  • 1992 — «Смерть ей к лицу» / Death Becomes Her (режиссёр, продюсер)
  • 1994 — «Форрест Гамп» / Forrest Gump (режиссёр)
  • 1997 — «Контакт» / Contact (режиссёр, продюсер)
  • 2000 — «Что скрывает ложь» / What Lies Beneath (режиссёр, продюсер)
  • 2000 — «Изгой» / Cast Away (режиссёр, продюсер)
  • 2004 — «Полярный экспресс» / The Polar Express (режиссёр, сценарист, продюсер)
  • 2007 — «Беовульф» / Beowulf (режиссёр, продюсер)
  • 2009 — «Рождественская история» / A Christmas Carol (режиссёр, сценарист)
  • 2012 — «Экипаж» / Flight (режиссёр, продюсер)

Сценарист

  • 1978 — «Я хочу держать тебя за руку» / I Wanna Hold Your Hand
  • 1979 — «1941» / 1941
  • 1980 — «Подержанные автомобили» / Used Cars
  • 1985 — «Назад в будущее» / Back to the Future
  • 1989 — «Назад в будущее 2» / Back to the Future Part II
  • 1990 — «Назад в будущее 3» / Back to the Future Part III
  • 1992 — «Чужая территория» / Trespass
  • 1996 — «Кровавый бордель» / Tales from the Crypt Presents: Bordello of Blood
  • 2004 — «Полярный экспресс» / The Polar Express
  • 2009 — «Рождественская история» / A Christmas Carol

Продюсер

  • 1992 — «Фотограф» / The Public Eye
  • 1995 — «Жуткий мир» / W.E.I.R.D. World
  • 1996 — «Страшилы» / The Frighteners
  • 1999 — «Дом ночных призраков» / House on Haunted Hill
  • 2001 — «13 привидений» / Thir13en Ghosts
  • 2001 — «Ритуал» / Ritual
  • 2002 — «Корабль-призрак» / Ghost Ship
  • 2003 — «Великолепная афера» / Matchstick Men
  • 2003 — «Готика» / Gothika
  • 2005 — «Дом восковых фигур» / House of Wax
  • 2005 — «Победительница» / The Prize Winner of Defiance, Ohio
  • 2006 — «Последний отпуск» / Last Holiday
  • 2006 — «Дом-монстр» / Monster House
  • 2007 — «Жатва» / The Reaping
  • 2011 — «Тайна красной планеты» / Mars Needs Moms
  • 2011 — «Живая сталь» / Real Steel
  • 2012 — «Экипаж» / Flight
  • 2015 — Кто подставил кролика Роджера 2 / Who Framed Roger Rabbit 2

Телевидение

  • 1975 — Kolchak: The Night Stalker (телесериал; сценарист одного эпизода)
  • 1986 — Amazing Stories (телесериал; режиссёр одного эпизода)
  • 1989—1996 — «Байки из склепа» / Tales from the Crypt (режиссёр и исполнительный продюсер многих эпизодов)
  • 1991—1992 — «Назад в будущее» / Back to the Future (мультсериал; сценарист)
  • 1991 — «Истории о сильных людях» / Two-Fisted Tales (режиссёр, исполнительный продюсер)
  • 1993 — «Джонни Баго» / Johnny Bago (режиссёр, продюсер)
  • 1997 — «Извращения науки» / Perversions of Science
  • 1999 — «XX век. В погоню за счастьем» / The 20th Century: The Pursuit of Happiness (документальный фильм; режиссёр)
Поделиться: