Родион Константинович Щедрин — российский музыкант, композитор, пианист, педагог, народный артист СССР (1981).
Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года, в Москве, в семье профессиональных музыкантов. В 1941 году Радик был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории, но из-за начавшейся войны семья Щедриных была эвакуирована в город Куйбышев. По возвращении в Москву он снова учился в Центральной музыкальной школе, а с 1944 года – в Московском хоровом училище Свешникова. В 1947 году на конкурсе композиторских работ в Хоровом училище жюри под председательством Арама Ильича Хачатуряна присудило первую премию Родиону. Уже не четвертом курсе талантливого будущего музыканта приняли в Союз композиторов.
В 1955 году он окончил Московскую консерваторию по классам Юрия Александровича Шапорина (композиция) и Якова Владимировича Флиера (фортепиано). С первых шагов на композиторском поприще он проявил себя как мастер оркестрового письма и приверженец русского колорита в духе «Петрушки» Игоря Федоровича Стравинского и «Шута» Сергея Сергеевича Прокофьева. Эти стороны индивидуальности Щедрина нашли свое воплощение в Первом концерте для фортепиано с оркестром (1954), балете «Конек-Горбунок» (1956, поставлен в 1960), опере «Не только любовь» (по мотивам рассказов Сергея Петровича Антонова из деревенской жизни, 1961, вторая редакция с камерным оркестром 1972), концерте для оркестра «Озорные частушки» (1963). В некоторых партитурах Родиона Щедрина фигурируют партии для голосов народных певиц; особенно характерны «Поэтория» (концерт для поэта, голоса, хора и оркестра на слова Андрея Андреевича Вознесенского, 1968), оратория «Ленин в сердце народном» (1969) и опера «Мертвые души» на либретто Щедрина по Николаю Васильевичу Гоголю (поставлена в 1977).
У зрелого Щедрина есть немало произведений, вдохновленных более высокими архетипами русской традиции; среди них — концерт для оркестра «Звоны» (1968), «Фрески Дионисия» для 9 инструментов (1981), «Стихира» для оркестра (на 1000-летие крещения Руси, 1987), концерт для хора «Запечатленный ангел» на старообрядческие духовные тексты (1988). В ряде произведений Щедрина выразился его пиетет по отношению к Иоганну Себастьяну Баху («Музыкальное приношение» для органа и духовых, 1982, «Эхо-соната» для скрипки соло, 1984, «Музыка для города Кетена» для камерного оркестра, 1984).
Р.К. Щедрин живо интересовался западными техниками композиции и уже в первой половине 1960-х годов снискал репутацию модерниста. В отличие от своих сверстников-авангардистов (Эдисона Васильевича Денисова, Андрея Михайловича Волконского, Софии Асгатовны Губайдулиной, Альфреда Гарриевича Шнитке), Родион Константинович пользовался покровительственным отношением со стороны руководства Союза композиторов и других инстанций, ответственных за культуру в СССР, и никогда не подвергался критическим атакам в советской печати. Это позволило ему смело экспериментировать с такими методами организации музыкального материала, как додекафония, сонористика, алеаторика; использовав некоторые их них в ортодоксальной по своей идеологической направленности оратории «Ленин в сердце народном», Щедрин способствовал окончательной «легализации» западных влияний на советскую музыку.
Мастерски владея множеством музыкальных стилей, Щедрин охотно сочетает разнородные идиомы в рамках одного произведения. Так, во Втором концерте для фортепиано с оркестром (1966) суховатая полифония в духе Арнольда Шенберга и его школы перемежалась с алеаторикой в духе Витольда Лютославского и джазовыми пассажами; в цикле 24 прелюдий и фуг (1964-1970) и «Полифонической тетради» (25 прелюдий, 1972) для фортепиано композитор отдал дань не только Баху и Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, но и додекафонии, а также своей склонности к пародии.
При переводе литературных первоисточников на язык музыкального театра Щедрин стремится по возможности сохранить все богатство заключенных в них смыслов, проявляя при этом незаурядную изобретательность, в том числе в использовании музыки прошлого, которая всякий раз служит ему для создания характерного колорита. За исключением раннего «Конька-Горбунка», все балеты Щедрина написаны для его жены Майи Михайловны Плисецкой; это «Кармен-сюита» (свободная обработка фрагментов из оперы Жоржа Бизе «Кармен» для струнных и ударных, 1967), «Анна Каренина» (1971), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Помимо опер «Не только любовь» и «Мертвые души», Щедрин написал еще одну «полноценную» оперу — «Лолита» (по Владимиру Владимировичу Набокову, была поставлена в 1994 году в Стокгольме). Перу Щедрина принадлежит также мюзикл «Нина и 12 месяцев» (по мотивам сказки Самуила Яковлевича Маршака), написанный по заказу из Японии (1988).
Опыт Родиона Константиновича Щедрина как театрального композитора и мастера стилистической мимикрии нашел свое яркое выражение и в его лучших чисто инструментальных партитурах; помимо «Озорных частушек» и «Звонов», стоит упомянуть Симфонию №2 («25 прелюдий», 1965) Концерт для фортепиано №3 («Вариации и тема», 1975), «Автопортрет» для оркестра (1984), концерты для оркестра «Старинная музыка российских цирков» и «Хороводы» (оба 1989). В некоторых его поздних сочинениях заметна тенденция к более глубокой и интенсивной выразительности (Концерт для виолончели и оркестра, 1994).
В 1972 году Р. К. Щедрин был удостоен Государственной премии СССР за ораторию «Ленин в сердце народном», в 1973 стал Первым секретарем Союза композиторов РСФСР (вместо Георгия Васильевича Свиридова), а в 1984 получил Ленинскую премию за оперу «Мертвые души», кантату «Казнь Пугачева» и «Торжественную увертюру». В 1992 стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
Работы Родиона Константиновича Щедрина
Оперы
- «Не только любовь», лирическая опера в 3 действиях с эпилогом (по мотивам рассказов Сергея Петровича Антонова, либретто Василия Абгаровича Катаняна, 1961);
- «Мёртвые души», оперные сцены (по роману «Мёртвые души» Николая Гоголя, либретто Р. Щедрина, 1977);
- «Лолита» (по одноимённому роману Владимира Набокова, либретто Родиона Щедрина, 1992);
- «Очарованный странник» (по одноимённой повести Николая Семёновича Лескова, либретто Р. Щедрина, 2002);
- «Боярыня Морозова» (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», 2006).
Балеты
- «Конёк-Горбунок» (по одноимённой сказке Петра Павловича Ершова, 1960);
- «Кармен-сюита» (транскрипция фрагментов оперы Жоржа Бизе «Кармен» , 1967);
- «Анна Каренина» (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого, 1972);
- «Чайка» (по мотивам одноимённой пьесы Антона Павловича Чехова, 1980);
- «Дама с собачкой» (по одноимённому рассказу А. П. Чехова, 1985).
Концерты для солирующих инструментов с оркестром
- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В четырёх частях (1954);
- Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1966);
- Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. «Вариации и тема» (1973);
- Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. «Диезные тональности», в 2-х частях (1991);
- Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. В трех частях (1999);
- Концерт № 6 для фортепиано и струнных. Concerto lontano (2003);
- Концерт для трубы с оркестром в трех частях(1993);
- Концерт для виолончели с оркестром. Sotto voce concerto. В четырёх частях (1994);
- Parabola Concertante. Для виолончели соло, струнного оркестра и литавр (2001);
- Концерт для скрипки и струнного оркестра. Concerto cantabile. В трех частях(1997);
- Концерт для альта и струнного оркестра с арфой. Concerto dolce (1997);
- Концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра. Concerto parlando (2004);
- Концерт для гобоя с оркестром (2009);
- Двойной концерт «Романтическое приношение» (Romantic offering). Для фортепиано, виолончели и оркестра (2010).
Концерты для оркестра
- «Озорные частушки» (1963);
- «Звоны» (1968);
- «Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1989);
- «Хороводы» (1989);
- «Четыре русских песни» (1998).
Симфонии
- Первая симфония. Для большого симфонического оркестра. В трех частях (1958);
- Вторая симфония (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1965);
- Третья симфония «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях (2000).
Вокальные хоры a cappella
- Два хора на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Для смешанного хора (1950);
- «Ива, Ивушка». Вокализ. Для смешанного хора (1954);
- Четыре хора на стихи Александра Трифоновича Твардовского. Для смешанного хора (1968);
- Четыре хора на стихи Андрея Андреевича Вознесенского. Для смешанного хора (1971);
- «Русские деревни». Для смешанного хора на слова И. Харабарова (1973);
- «Стирала женщина белье». Для смешанного хора на слова И. Ляпина (1975);
- «Строфы "Евгения Онегина"». Шесть хоров на стихи А. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин» для смешанного хора (1981);
- «Казнь Пугачева». Поэма для смешанного хора на стихи А. Пушкина из «Истории Пугачёва» (1981);
- «Концертино». В четырёх частях для смешанного хора (1982);
- «Запечатленный ангел». Русская литургия. Хоровая музыка по Николаю Лескову для смешанного хора и свирели (флейты) (1988);
- «Алый парус». Для детского хора на слова Александра Степановича Грина (1997);
- «Серенада». Для смешанного хора (2003);
- Диптих на стихи А. Вознесенского (2003);
- Два русских хора (2008);
- «Царская кравчая». По мотивам хоровой оперы «Боярыня Морозова»;
- Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина». Для смешанного хора.
Вокальные сочинения для солистов, хора и оркестра
- «Маленькая кантата». Из оперы «Не только любовь» для солистов, смешанного хора и оркестра (1961);
- «Бюрократиада». Курортная кантата для солистов, хора и оркестра на тексты инструкции для отдыхающих в пансионате «Курпаты». Либретто Р. Щедрина (1963);
- «Поэтория». Концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова А. Вознесенского (1968);
- «Ленин в сердце народном». Оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра на народные слова в шести частях (1969);
- «Модест Петрович Мусоргский. Детская». Вокальный цикл в семи частях с прелюдией и постлюдией. Оркестровая транскрипция Р. Щедрина, слова М. Мусоргского (1964);
- «Моление». Кантата для смешанного хора и оркестра на слова Иегуди Менухина (1991);
- «Многая лета». Для фортепиано, смешанного хора и ударных (1991).
Вокальные сочинения Щедрина для голоса
- «Три сольфеджио». Для голоса и фортепиано (1965);
- «Страдания». Для голоса и фортепиано. Слова народные в изложении Виктора Фёдоровича Бокова (1965);
- «Таня-Катя». Песни без слов в народном стиле для сопрано и струнного оркестра (2002);
- «Таня-Катя II». Песни без слов в народном стиле для женского голоса и скрипки (2002);
- «Век мой, зверь мой!» Вокальный цикл на слова Осипа Эмильевича Мандельштама для тенора, рассказчицы и фортепиано (2003);
- «Клеопатра и Змея», драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии Уильяма Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Бориса Леонидовича Пастернака (2012). Премьера прошла 28 мая 2012 года на Зальцбургском фестивале; солистка — М. Эрдманн, оркестр Мариинского театра под управлением В. Гергиева. Российская премьера состоялась в Мариинском театре 23 декабря 2012 г. (солистка — Екатерина Николаевна Гончарова).
Камерно-инструментальные сочинения
- Сюита для кларнета и фортепиано (1951);
- «Фрески Дионисия». Для камерного ансамбля (1981);
- «Музыкальное приношение». Для органа, трёх флейт, трёх фаготов и трёх тромбонов (1983);
- «Эхо-соната». Для скрипки соло (1984);
- «Три пастуха». Для флейты, гобоя и кларнета (1988);
- «Русские наигрыши». Для виолончели соло (1990);
- «Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо». Для органа и сопранино блокфлейты (1994);
- Фортепианный терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995);
- «Ледяной дом». Русская сказка для маримбафона соло (1995);
- «Музыка издалека». Для двух басовых блокфлейт (1996);
- Соната для виолончели и фортепиано (1996);
- «Балалайка». Для скрипки соло без смычка (1997);
- «Пастораль». Для кларнета и фортепиано (1997);
- «Вариации и тема». Для скрипки соло (1998);
- «Менухин-соната». Для скрипки и фортепиано (1998);
- «Дуэты». Для скрипки соло (1999);
- «Гамлет баллада». Для тысячи (или ансамбля) виолончелей (2005);
- «Старинные мелодии русских народных песен». Мелодии из сборника Николая Андреевича Римского-Корсакова «100 русских народных песен». Для виолончели и фортепиано (2006);
- «Лирические сцены». Для струнного квартета (2006);
- «Цыганская мелодия». Для скрипки соло (2006);
- «На посошок». Памяти Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Для шести виолончелей и альтовой блокфлейты (или для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели) (2007);
- «Бельканто на русский лад». Для виолончели и фортепиано (2007);
- «Поездка в Айзенштадт». Для скрипки и фортепиано (2009);
- Dies irae по гравюрам на дереве Альбрехта Дюрера «Апокалипсис» для 3 органов и 3 труб (2009/2010).
Фортепианные сочинения
«Поэма» (1954)
«Токкатина» (1954)
«Юмореска» (1957)
«В подражание Альбенису» (1959)
«Тройка» (1959)
- 2 полифонические пьесы: Basso ostinato и Двухголосная инвенция (1961);
- 2 сонаты (1962, 1996);
- 24 прелюдии и фуги (1964—1970);
- Полифоническая тетрадь (25 прелюдий) (1972);
- Тетрадь для юношества (1981);
- «Частушки». Концерт для фортепиано соло (2001);
- «Дневник». 7 пьес для фортепиано (2002);
- «Вопросы». 11 пьес для фортепиано (2003);
- Sonatine Concertante для фортепиано (2005);
- Alla Pizzicato для фортепиано (2005);
- Hommage a Chopin. Для четырёх фортепиано (2005);
- «Романтические дуэты». Семь пьес для фортепиано в четыре руки (2007);
- «Простые страницы». Семь экспромтов для фортепиано (2009);
- «Концертный этюд» («Чайковский-этюд») для фортепиано (2010).
Музыка Родиона Щедрина к фильмам
- «Петушок — Золотой гребешок» (мультфильм), режиссёры: Пётр Николаевич Носов, Д. Анпилов (1955);
- «Колобок» (мультфильм), режиссёр Роман Владимирович Давыдов (1956);
- «Высота». Режиссёр Александр Григорьевич Зархи (1957);
- «Коммунист». Режиссёр Юлий Яковлевич Райзман (1958);
- «Люди на мосту». Режиссёр А. Зархи (1959);
- «Нормандия — Неман». Режиссёр Ж. Древиль (1960);
- «А если это любовь?». Режиссёр Ю. Райзман (1961);
- «Баня» (мультфильм), Режиссёр Сергей Иосифович Юткевич (1962);
- «Анна Каренина». Режиссёр А. Зархи (1967);
- «Сюжет для небольшого рассказа». Режиссёр С. Юткевич (1969).
Музыка для театра
- «Они знали Маяковского». Пьеса Василия Абгаровича Катаняна, постановка Николая Васильевича Петрова (Александринский театр, Ленинград, 1954);
- «Первая симфония». Комедия Александра Константиновича Гладкова (Театр ленинского комсомола, 1956);
- «Мистерия-буфф». Пьеса Владимира Владимировича Маяковского, режиссёр Валентин Николаевич Плучек (Московский театр сатиры, 1957);
- «Дамоклов меч». Пьеса Назыма Хикмета, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1959);
- «Гроза». Пьеса Александра Николаевича Островского (Государственный академический Малый театр, 1961);
- «Баня». Пьеса В. Маяковского (1962);
- «Теркин на том свете». Поэма Александра Твардовского, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1965).
Награды и звания Р.К. Щедрина
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 декабря 2002 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 декабря 2012) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность;
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года (25 декабря 1992 года) — за хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н. Лескову;
- Ленинская премия (1984 год) — за оперу «Мёрвые души» (1977 год), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981 год), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра;
- Государственная премия СССР (1972 год) — за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь» (61, новая редакция);
- Народный артист РСФСР (1976 год);
- Народный артист СССР (1981 год);
- Премия имени Д. Д. Шостаковича (Россия, 1992 год);
- Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995 год);
- Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976 год);
- Почётный член Общества Ференца Листа (США, 1979 год);
- Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982 год);
- Почётный член Международного Музыкального совета при ЮНЕСКО (1985 год);
- Член Берлинской Академии искусств (1989 год);
- Почётный профессор Московской консерватории (1997 год);
- Почётный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2005 год);
- Почётный профессор МГУ им. Михаила Васильевича Ломоносова (2007 год);
- Почётный профессор Пекинской консерватории (2008 год);
- Премия «Овация» (2008 год);
- Номинант GRAMMY в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997 год);
- Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002 год);
- Немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» — за оперу «Боярыня Морозова» (2008 год);
- Премия «Овация» (2008 год);
- Золотая медаль Министерства культуры Армении (2008 год);
- Российская Национальная театральная премия «Золотая маска» — за оперу «Очарованный странник» (2009 год);
- Номинант GRAMMY в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009 год);
- Кавалер ордена Св. Анны 3-й степени (12 февраля 2010) (указ № 1/АII-III-2010, грамота № 12/AIII-2010, подписаны в Мадриде), в воздаяние заслуг перед Отечеством;
- Премия города Москвы — за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012 год);
- Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».