Сиксто Диас Родригес (англ. Sixto Diaz Rodriguez; также известен как Хесус Родригес или просто Родригес; р. 10 июля 1942) — американский фолк-музыкант, композитор и поэт, живущий в Детройте, штат Мичиган.
Его музыкальная карьера оказалась кратковременной, многообещающе начиналась с выпуска двух альбомов в 1970—1971 гг., хотя и едва продаваемых на родине, а в 1979 и 1981 гг. серией вполне успешных гастролей в Австралии. Ко всеобщему сожалению музыкальных коллег и продюсеров, знакомых к тому времени с творчеством Родригеса, занятие музыкой на тот период времени не стало для него профессиональной деятельностью.
Однако, его первые музыкальные альбомы постепенно стали чрезвычайно популярными, духовно и политически влиятельными, культовыми в ряде стран Южной Африки, а в период разложения апартеида в ЮАР он оказался среди либерально-ориентированной части южноафриканского общества более популярным, нежели Элвис Пресли или Роллинг Стоунз, хотя и был ошибочно причислен южноафриканской публикой к трагически умершим молодым, поскольку проникновение информации извне в ЮАР в то время было крайне затруднено.
В 1997 году, уже после падения режима апартеида, два южноафриканских поклонника Родригеса — Стивен Сегерман и Крэйг Бартоломью Страйдом решают начать расследование и выяснить, что же это был за человек, «Родригес», и что с ним случилось на самом деле. Им удалось найти музыканта, большую часть жизни перебивавшегося подработками на ниве ремонта и строительства, сноса старых домов, уборки помещений, дворов, стрижки газонов. Это привело к неожиданному возрождению музыкальной карьеры Сиксто Диас Родригеса.
Удивительная история поиска старого музыканта была блестяще поведана миру в вышедшем в 2012 году оскароносном документальном фильме «В поисках Сахарного Человека» («Searching for Sugar Man»). Данный фильм в сочетании с современными формами распространения информации помог музыканту получить заслуженную известность и славу по всему миру.
9 мая 2013 года Родригес получил степень почётного доктора гуманитарных наук от своей альма-матер, Wayne State University (WSU) в Детройте, штат Мичиган.
Родригес родился в Детройте, штат Мичиган. Он был назван Sixto (более точно произносится как «Сиз-ту») потому что он был шестым ребёнком в семье. Родители Родригеса были из рабочего класса. Его отец был иммигрантом, который приехал в США из Мексики в 1920 году, его мать так же была из Мексики. Его семья присоединилась к большой волне мексиканцев, хлынувшей на Средний Запад трудиться в основных отраслях промышленности. Мексиканцы в контексте тех исторических событий столкнулись с интенсивной полосой отчуждения и маргинализации.
В большинстве своих песен поэт и музыкант так или иначе подчёркивает свою политическую и духовную позицию относительно грубости и жестокости, с которыми нередко сталкиваются люди из так называемых бедных кварталов.
Начало музыкальной карьеры
В 1967 году под именем Род Ригес (англ. Rod Riguez) он выпустил сингл «I’ll Slip Away» на небольшом лейбле Impact. Три года спустя он заключил контракт на записи с Sussex Records, ответвленным подразделением Buddah Records.
В период сотрудничества с Sussex Records музыкант поменял свой прежний профессиональный псевдоним на свое настоящее имя — Сиксто Родригеc. Он записал два альбома с Sussex: Cold Fact в 1970 году и Coming from Reality в 1971 году. Продажи альбомов, к изумлению музыкальных знатоков, пошли крайне плохо, музыкант быстро был понижен в статусе сотрудничества со звукозаписывающей компанией. Родригеc перестал записываться и гастролировать, и исчез из музыкального бизнеса, хотя у него после выхода в продажи второго альбома активно формировался материал для третьего альбома.
Sussex Records,, кстати сказать, прекратила свое существование в июле 1975 года в связи с невыплатой федеральных и региональных налогов на сумму в $ 62 000. Налоговая служба опечатала офисы и продала с аукциона все активы компании. Многие мастер-ленты лейбла исчезли и, как предполагается, были уничтожены.
Жизнь после
Родригеc продолжил жить в Детройте. Он работал исключительно в сфере физического труда, брал субподряды на снос ветхих домов, пребывая внутри бедных слоев общества. В 1981 году Родригеc получил степень бакалавра философии в Monteith-колледже Wayne State University. Оставаясь политически активным и глубоко мотивированным в улучшении жизни рабочего класса города, в 1989 году Родригез пытался баллотироваться в городской Совет Детройта.
Запоздалая слава за рубежом
После неудачной попытки оказать свое влияние в Северной Америке, Родригеc бросил свою карьеру как музыкант. Хотя он был относительно неизвестным в его родной стране, к середине 1970-х годов его альбомы начали стремительно распространяться в Южной Африке, Ботсване, Родезии (ныне Зимбабве), Новой Зеландии и Австралии.
В середине 1970-х годов, после того, как Sussex Records свернула сбыт первых альбомов музыканта зарубежным заказчикам, австралийский лейбл Blue Goose Music купил австралийские права на бэк-каталог музыканта. Blue Goose переиздал два студийных альбома музыканта, а также выпустил сборник из лучших песен автора, включая неопубликованные записи 1973 года: «Can’t Get Away», «I’ll Slip Away» (перезапись его первого сингла) и «Street Boy».
Родригеc даже не подозревал, что альбомы с его творчеством по продажам стали платиновыми в Южной Африке, а на определенном этапе были даже на самой вершине зарубежного топа ЮАР. Его часто ставили в один ряд с наиболее успешными современниками, такими как Боб Дилан и Кэт Стивенс. Более того, некоторые из его песен стали гимнами борьбы против режима апартеида в Южной Африке, а его творчество в целом оказало существеннейшее влияние на многих музыкантов, которые протестовали против тогдашнего правительства ЮАР. Известно, что активист Стив Бико был поклонником Родригеза.
Музыкальное творчество Родригеза оказалось очень популярным и в Австралии, что позволило музыканту совершить успешные гастрольные туры в 1979 и 1981 годах.
В 1991 году оба его альбомы были впервые выпущены на компакт-диске в Южной Африке, что помогло увековечить его славу. Однако из-за безвестности музыканта на его родине, в Южной Африке его многочисленные поклонники ошибочно предполагали, что Родригез покончил с собой во время концерта ещё в самом начале 1970-х годов.
Несмотря на всю широту своей славы в Южной Африке, Родригес пребывал в полном неведении о данном факте вплоть до 1997 года, когда его старшая дочь Ева не наткнулась на сайт, посвящённый ему. Вступив в контакт с авторами сайта и изучив свою давнюю славу в далекой стране, Родригез быстро согласился на свой первый южноафриканский тур. Он отыграл подряд шесть аншлаговых концерта перед тысячами своих восторженных поклонников. Большую часть денег, заработанных от этого и последующих южноафриканских туров (в общей сложности более 30 концертов), он отдал друзьям и семье, неизменно возвращаясь в свой дом в Детройте, в котором он прожил более 40 лет. Старшая дочь Родригеса, Ева во время первого тура влюбилась в охранника, нанятого принимающей стороной на период тура, позже они поженились и у Родригеза появился южноафриканский внук.
Документальный фильм о его первом турне, «Dead Men Don’t Tour: Rodriguez in South Africa 1998», был показан на SABC TV в 2001 году.
Далее он отыграл тур в Швеции, потом опять была Южная Африка, в 2001 и 2005 годах.
В 2007 и 2010 годах он посетил Австралию и отыграл на East Coast Blues & Roots Music Festival, популярном как в Мельбурне, так и в Сиднее. Его песня «Sugar Man» вошла в саундтрек фильма Candy 2006, в главной роли которого снялся Хит Леджер (Heath Ledger). Родригез продолжает гастролировать по разным странам.
Альбомы Родригеза Cold Fact и Coming from Reality были переизданы Light in the Attic Records в 2009 году.
В 2013 году Родригез вёл переговоры со Стивом Роландом (Steve Rowland), продюсером его третьего альбома Coming From Reality. В интервью журналу Rolling Stone Родригез поведал: «Я написал около тридцати новых песен. Он сказал мне, чтобы я отправил ему пару лент, и я собираюсь это сделать. Конечно, хочется увидеть новый альбом, потому что теперь он будет полон идей».
Дискография