На фото Саади

Саади

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Саади (псевдоним; настоящее имя — Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) — персидский писатель, поэт и мыслитель.

Саади родился между 1203 — 1210 годами, в Ширазе. Его отец служил при дворе атабека Фарса Саада ибн-Зенги (1195-1226). Он рано умер, оставив сына на попечение своего сюзерена. Тот обеспечил юноше возможность получить хорошее образование в высшей духовной академии «Низамия» в Багдаде, в середине 1220-х годов. В благодарность поэт стал подписывать свои сочинения псевдонимом Саади.

Начиная с 1230-х годов он в течение 20 лет странствовал как дервиш по всему мусульманскому миру, многократно совершил хадж в Мекку. В эти годы были написаны сочинения «Бустан» (она же «Саади-наме», 1257) и «Гулистан» (1258), посвященные сыну Саада ибн-Зенги — правителю Шираза Абу Бекру ибн-Сааду (1226-1260). Последний период своей жизни Саади провел близ Шираза, где вел полуотшельническую жизнь шейха.

Люди рождаются только с чистой природой, и лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками.

Саади

Собрания сочинений Саади известны в двух редакциях. Одна была выполнена в 1334 году Али Бисутуном, внесшим изменения в ранее существовавшую редакцию. Бисутуновская редакция воспроизводилась в большинстве позднейших изданий. Другая редакция была представлена в четырех списках начала 14 века и значительно отличается от первой.

Творчество Саади значительно отличается от трудов многих его современников-литераторов, отдававших предпочтение панегиризму и мистицизму. В песнях, газелях, касыдах, кит'а, посланиях-поучениях, притчах, он ставил сложные религиозные, философские и этические вопросы, проповедовал нравственные образцы поведения. Широкую известность получила его любовная лирика, поэма «Бустан» (1257), носящая характер философского поэтического трактата, сборник притч (в прозе и стихах) «Гулистан» (1258), в которых Саади представил жизнь, быт и практическую мудрость людей своей эпохи.

Ещё про Саади

Молчаливо сидящий в углу, прикусивши язык, Лучше тех, кто язык за зубами держать не привык.

Саади

Будущий поэт происходил из небогатой духовной семьи. В середине 20-х годов 13 века он учился в высшей духовной академии «Низамия» в Багдаде. В 30-х годах посетил Мекку, более 20 лет странствовал в одежде дервиша по всему мусульманскому миру. В Дамаске написал поэму «Бустан» (авторское название «Саади-наме», 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226 — 1260). Ему же был посвящен и «Гулистан» (1258).

Саади вёл полуотшельническую жизнь духовного наставника, «старца», в скромном подворье на окраине Шираза.

Известны две редакции собрания сочинений Саади. Одна была выполнена в 1334 году неким Али Бисутуном, который внёс якобы второстепенные изменения в ранее существовавшую редакцию. Эта так называемая Бисутуновская редакция воспроизводится в большинстве списков, литографированных изданий, а также в лучшем научном издании доктора Форуги (Иран, 1941). Другая редакция была представлена в четырёх списках начала 14 века и значительно отличается от первой. Поскольку эти списки ещё не привлекались для подготовки изданий его сочинений, ни одно из них не может считаться критическим. В собрание сочинений входят: Предисловие (крайне риторическое и бессодержательное), не принадлежащее перу писателя; «Пять меджлисов» — прозаические, пересыпанные стихами «послания»-поучения в религиозно-философском духе, «наставления царям», ответы па некоторые сложные нравственно-богословские вопросы; «Гулистан»; «Бустан»; арабские и персидские касыды; элегии; макаронические стихи (Макароническая поэзия) любовно-лирического и моралистического содержания; «Тарджибанд» — цикл 113 22 любовных газелей, соединённых рефреном; четыре сборника газелей; «Книга Сахиба» — сборник стихов хвалебного, лирического, нравоучительного содержания; четыре раздела, включающие малые лирические формы, — рубай, кит'а, фрагменты. В состав собрания входил также порнографический раздел, в подлинности которого некоторые исследователи сомневаются.

Расцвет поэтической деятельности Саади возник в годы монгольского владычества. В отличие от современных ему поэтов — панегиристов и мистиков, мыслитель обратил своё слово к широким кругам народа. Основу его литературных проповедей составили светлые идеи человечности. Он поведал их людям в музыкальных и ясных песнях-газелях, раскрывших целый мир простых человеческих радостей и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах «Гулистана» и отчасти «Бустана». Огромны были и слава Саади, и влияние его на развитие литературы. Но если славу величайшего лирика поэт делил с персидским поэтом Хафизом, то он не знал себе равных в художественной проповеди активного, демократического гуманизма. В своих трактатах писал и об игре в шахматы.

Мудрец подобен лотку москательщика: молчаливо показывает он свои совершенства; а глупец как походный барабан: обладает громким голосом, а внутри пуст и ничтожен.

Саади

Сочинения:

  • Куллият-е Са'ди-йе Ширази аз ру-йе нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд, Тегеран, 1320, с. г. х. (1941);
  • Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода, А. Дехоти], Сталинабад, 1956;
  • в рус. пер. — Избранное, Сталинабад, 1954;
  • Гулистан. [Критич. текст. пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959;
  • Бустан. Лирика, М., 1962;
  • Са'ди-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста и посл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.

Саади скончался 9 декабря 1292 года, в Ширазе.

Поделиться: