Серафима Германовна Бирман (29 июля (10 августа) 1890, Кишинев — 11 мая 1976, Москва), российская актриса, режиссер, педагог. Народная артистка РСФСР (1946).
По окончании драматической школы А. И. Адашева в Москве в 1911 Серафима Бирман была принята в МХТ, где начала с «немых» ролей (гувернантка в «Живом трупе» Л. Н. Толстого и др.). С 1913 работала также в 1-й Студии МХТ, а при ее реорганизации в МХАТ 2-й (1924) перешла в этот театр и заняла одно из ведущих мест в труппе. В 1936–38 и с 1959 — в театре им. МОСПС (Московского областного Совета профессиональных союзов, с 1938 — Театр им. Моссовета). В 1938–58 — актриса и режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола.
Именно канатоходцы, а не просто пешеходы привлекают к себе самое живое и острое внимание зрителя. Любила и люблю в искусстве чрезвычайное, и зрители доверяют мне больше, когда играю женщин, из ряда вон выходящих. И верила, и верю, что искусство обладает правом преувеличения
Бирман Серафима Германовна
Уже в ранних работах проявились свойственное ей острое ощущение сценической условности, гиперболы, склонность к экспрессивной, парадоксальной трактовке драматургических образов, гротескному сценическому рисунку. Своеобразие внешности и актерской манеры определило круг ролей Серафимы Бирман: обращение к сентиментальной лирике или открытой романтике было для нее невозможным. Актрисе были близки сферы трагифарса, трагикомедии, сложной психологической драмы.
Серафима Бирман играла в спектаклях Е. Б. Вахтангова (вдовствующая королева в «Эрике XIV» А. Стриндберга, 1921), А. Д. Дикого (Халдейка, она же Малафевна, Машка и аглицкая Меря в «Блохе» по Н. С. Лескову, 1925), Б. М. Сушкевича (Тамара в пьесе А. М. Файко «Евграф — искатель приключений», 1926; Улита в «Тени освободителя» по произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1931), И. Н. Берсенева (Анна Трощина в «Чудаке» А. Н. Афиногенова, 1929; Мария Эстераг в пьесе Ш. Гергеля и О. С. Литовского «Мой сын», 1939) и др.
Серафима Бирман исполняла роль Вассы Железновой в собственной постановке по пьесе М. Горького (1936) и в спектакле Московского театра им. Ленинского комсомола (1942), строя ее на внутренних противоречиях, противоборстве страстей. Одна из последних творческих удач Бирман — роль Карпухиной («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, 1964). Среди режиссерских постановок: «Любовь — книга золотая» А. Н. Толстого (1923), «Петербург» А. Белого (с Н. Татариновым и А. И. Чебаном, 1925), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1942), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943) и др.
Надежда! В путь своей жизни возьмите эту книгу — она о путях. Она — дорожная запись.
Бирман Серафима Германовна
Серафима Бирман снималась в кинофильмах «Закройщик из Торжка» (1925), «Девушка с коробкой» (1927), «Дон Кихот» (1957) и др. Лучшая роль в кино — трагический образ Ефросиньи Старицкой в картине С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный» (1 серия — 1945, выпуск на экран 2 серии в 1958, Сталинская премия, 1946).
Серафима Бирман - автор ряда книг и статей по сценическому искусству.