Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.
Блок по недоразумению русский.
Есенин Сергей Александрович
В 1919-1923 годах Есенин входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Черный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Сергей Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачев» (1921).
В состоянии депрессии Есенин покончил жизнь самоубийством.
Тут о «нравится» говорить не приходится, а приходится натягивать свои подлинней голенища да забродить в их пруд поглубже и мутить, мутить, до тех пор, пока они, как рыбы, не высунут свои носы и не разглядят тебя, что это — ты.
Есенин Сергей Александрович
Детство и Юность
Сергей Есенин родился 3 октября (21 сентября по старому стилю) 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье, ребенком жил в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина — духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки.
С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), Сережа Есенин продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Сергей переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимался на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-1915).
Литературный дебют. Успех
С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Сергей Есенин обретал единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он стал в 1912 году. Печататься начал в 1914 в московских детских журналах (дебют — стихотворение «Береза»).
Наука нашего времени — ложь и преступление. А читать, — я и так свой кругозор знаний расширяю анализом под собственным наблюдением. Мне нужно себя, а не другого, напичканного чужими суждениями.
Есенин Сергей Александрович
Весной 1915 Сергей Есенин приехал в Петроград, где познакомился с Александром Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым и др., сблизился с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.
«Радуница»
Первый сборник стихов Сергея Есенина — «Радуница» (1916) — восторженно был приветствован критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) сложился особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный и прекрасный мир.
Нужно обязательно проветрить воздух. До того накурено у нас сейчас в литературе, что просто дышать нечем.
Есенин Сергей Александрович
На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики родились окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна — стали объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).
Революция
В начале 1918 года Сергей Александрович Есенин переехал в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он написал несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью — для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обратился к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).
Имажинизм
Поиски в сфере образности сблизили Сергея Александровича с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 года они объединились в группу имажинистов, Есенин стал завсегдатаем «Стойла Пегаса» — литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу — стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы был обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству — духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 году Сергей выступил в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики ушли вычурные метафоры.
Чужда и смешна мне сия мистика дешевого православия, и всегда-то она требует каких-то обязательно неумных и жестоких подвигов.
Есенин Сергей Александрович
«Москва кабацкая»
В начале 1920-х годов в стихах Сергея Есенина появились мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт представился хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружал «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921, «Москва кабацкая», 1924).
Айседора
Событием в жизни Сергея Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 — август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.
Есенинские стихи последних лет жизни
На родину Сергей Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР». В этот период (1923-1925) им были созданы его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и другие.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Есенин Сергей Александрович
Главное место в стихах Есенина по-прежнему принадлежала тема родины, которая теперь приобрела драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь Советская» — «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получило развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Сергей Есенин все больше ощущал себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба в 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода стали осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
Трагический финал
Последние два года жизни Сергея Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершил путешествия на Кавказ, несколько раз ездил в Ленинград, семь раз — в Константиново. В очередной раз пытался начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой (внучкой Льва Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 измученный скитальчеством и бивуачным бытом поэт попал в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен...»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Сергей Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле.
Есенин Сергей Александрович
Postscriptum
Широко распространенные версии о других обстоятельствах смерти поэта специально созданная комиссия в 1993 не подтвердила. (М. К. Евсеева)
Сергей Есенин о себе:
Я родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну када ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное.
После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ.
По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом, и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе».
«С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.
...Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах». Сергей Александрович Есенин покончил жизнь самоубийством 28 декабря 1925 года, в Ленинграде.