Сергей Васильевич Рахманинов — русский композитор, пианист и дирижер. В 1904-1906 годах дирижер Большого театра. С декабря 1917 года жил за рубежом (с 1918 года в США).
В творчестве Сергея Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания — с ритмической энергией.
Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством.
Рахманинов Сергей Васильевич
4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.
Годы рождения и учебы
Сергей Рахманинов родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1873 года, имение Онег, ныне Новгородской области, в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808-1881), был известен как автор салонных романсов). Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1882 году Сергей поступил в Петербургскую консерваторию. В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у известного пианиста-педагога Н. С. Зверева (чьим учеником был также русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин), а с 1888 года — у пианиста и дирижера Александра Ильича Зилоти (фортепиано); композитора, пианиста и дирижера Антона Степановича Аренского (композиция, инструментовка, гармония); композитора, пианиста и музыкально-общественного деятеля Сергея Ивановича Танеева (контрапункт строгого письма).
Среди произведений Сергея Рахманинова, написанных им в годы учебы, — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2 редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по Алексею Константиновичу Толстому, 1991). В 1891 году С. Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году — как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).
Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка.
Рахманинов Сергей Васильевич
Высокого мнения о даровании Сергея Васильевича был русский композитор Петр Ильич Чайковский, под чьим сильнейшим влиянием проходило творческое становление молодого композитора. На смерть Чайковского Рахманинов откликнулся Элегическим трио «Памяти великого художника» для фортепиано, скрипки и виолончели (1893). Среди других произведений 1890-х годов выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), Музыкальные моменты для фортепиано (6 пьес, 1896) и ряд романсов, в числе которых такие жемчужины русской вокальной лирики, как «В молчаньи ночи тайной» на слова русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета, «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина, «Весенние воды» на слова русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Со дня своего первого исполнения вплоть до нашего времени исключительной популярностью пользуется Прелюдия до-диез минор для фортепиано (1893) — хронологически самая ранняя из 24 пьес Рахманинова в этом жанре.
В 1895 году Сергей Васильевич Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой, состоявшаяся два года спустя под управлением российского композитора, дирижера и народного артиста республики Александра Константиновича Глазунова, обернулась крупным провалом. По свидетельству современников, из-за крайне небрежного исполнения симфония не была оценена должным образом; тем не менее Рахманинов воспринял происшедшее как доказательство его собственной творческой несостоятельности и на несколько лет отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности.
В сезоне 1897-1898 годов С.В. Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперы российского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова; тогда же началась его международная исполнительская карьера (первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году). В 1898-1900 Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным.
1900-е годы
К началу 1900-х годов Сергею Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие за этим полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Стиль Рахманинова глубоко укоренен в традиции русской музыки 19 века, особенно московского направления, признанным лидером которого был П.И. Чайковский. Этот стиль композитора находит яркое выражение в первых же крупных произведениях этого периода — популярнейшем Втором концерте для фортепиано с оркестром и Сонате для виолончели и фортепиано (оба созданы в 1901 году).
Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце.
Рахманинов Сергей Васильевич
Радостным, поистине весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» на стихи русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1902). Другие крупные инструментальные опусы Рахманинова 1900-х годов — Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909), — при всей свой драматической насыщенности, также завершаются безусловно «позитивным» эмоциональным итогом. На этом фоне своим мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.
В 1904-1906 годах Сергей Рахманинов работал дирижером Большого театра, где его «специальностью» были оперы русских композиторов 19 века. Тогда же он написал две одноактные оперы, которые в отличие от «Алеко» не получили широкого признания: «Франческа да Римини» на либретто русского драматурга, либреттиста и музыкального критика Модеста Ильича Чайковского по Данте и «Скупой рыцарь» по Александру Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 году в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода, «Монна Ванна» (по одноименной пьесе бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка) осталась неоконченной.
В 1910-х годах Рахманинов уделяет значительное внимание крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции — Литургия святого Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 году была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи американского писателя-романтика и критика Эдгара Аллана По для солистов, хора и оркестра; по своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кантатно-ораториального жанра (Чайковский, Танеев), сколько с вокально-симфоническими фресками позднего Листа.
Богато и разнообразно представлены в творчестве 1900-1910-х годов и малые формы Рахманинова: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Е. А. Бекетовой и «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной, 1902 год, «Маргаритки» на слова русского поэта Игоря Северянина, 1916 год, и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе 2 тетради прелюдий, 1903, 1910, и 2 тетради «Этюдов-картин», 1911, 1916-17 годы).
В отличие от большинства других композиторов-пианистов Сергей Рахманинов не придавал особого значения жанру фортепианной сонаты: ни одно из двух его произведений в этом жанре (1907, 1913) не принадлежит к числу крупных художественных удач.
Уехав из России, я потерял желание сочинять.
Рахманинов Сергей Васильевич
В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 году он вместе с семьей поселился в США. Последние 25 лет Рахманинов вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза. Слава Рахманинова-пианиста, которая и до 1917 года была достаточно велика, вскоре стала поистине легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков — Фридерика Шопена, Роберта Шумана, Ференца Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, исключительно ответственном отношении к деталям. Пианизм Рахманинова оказал влияние на таких выдающихся мастеров фортепианного исполнительства, как Владимира Владимировича Софроницкого, Владимира Самойловича Горовица, Святослава Теофиловича Рихтера, Эмиля Григорьевича Гилельса.
Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки; свою роль в снижении творческой активности сыграл и многолетний отрыв композитора от Родины. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения; затем появились Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х годов, он был завершен в 1926 году), «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935-36) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.
Сергей Васильевич Рахманинов скончался 28 марта 1943 года, в Беверли Хиллз, Калифорния, США. Похоронен в Волхолле, близ Нью-Йорка.