Степан Осипович Макаров (1848/49-1904) — российский флотоводец, океанограф, вице-адмирал (1896). Руководитель двух кругосветных плаваний (в 1886-89 на «Витязе» и 1894-96). Выдвинул идею и руководил строительством ледокола «Ермак», на котором совершил арктическое плавание в 1899 и 1901. Разработал тактику броненосного флота. Исследовал проблемы непотопляемости и живучести кораблей. В начале русско-японской войны командовал Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре. Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. Энциклопедия Кирилл и Мефодий
Безусловное повиновение - необходимое условие существования порядка.
Макаров Степан Осипович
8 января 1849 года родился вице-адмирал, руководитель двух кругосветных экспедиций, океанограф в 1886-1889, 1894-1896 гг Степан Осипович Макаров. Разработал тактику броненосного флота. Строил ледокол "Ермак", плавал на нем в Арктику.
«Степан Макаров родился в городе Николаеве в семье прапорщика, выслужившегося из солдат.
Свое первое плавание Макаров совершил в 1862 году на судах Сибирской флотилии, а в 1863 году он был переведен на Тихоокеанскую эскадру. Вначале его служба протекала на клипере «Абрек», а затем на корвете «Богатырь», флагманском корабле контр-адмирала А.А. Попова. На «Богатыре» Степан Макаров ходил в дальние походы, в том числе и в Соединенные Штаты Америки, в которых в эти годы шла гражданская война.
Боевая подготовка судов в особенности много страдает от желания достичь идеальной чистоты.
Макаров Степан Осипович
Весной 1865 года в морском училище в Николаевске-на-Амуре, где учился Макаров, состоялись выпускные экзамены. Степан сдал экзамены первым, обогнав своих соперников, и потому мог претендовать не на звание флотских штурманов, как то и полагалось по уставу училища, а сразу на звание корабельного гардемарина, что сулило наибольшие перспективы для будущего роста.
Но ввиду того, что для производства в гардемарины необходимо было сдать дополнительные экзамены по ряду дисциплин, не изучаемых в училище, а также иметь стаж практического плавания, Степану Макарову пришлось остаться на Тихоокеанской эскадре.
В ноябре 1866 года Макаров переводится на корвет «Аскольд», рассчитывая остаться на Тихом океане. Однако корвет получил приказ идти в Кронштадт. По приходе сюда Степан Макаров успешно сдал экзамены и летом 1867 года был произведен в гардемарины». Лубченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. - М.: Вече, 1999, с. 249.
Быть военным моряком и оставаться в стороне от большой справедливой войны — не самая яркая строка в офицерском послужном списке.
Макаров Степан Осипович
«Деятельность Степана Макарова в области непотопляемости кораблей началась в 60-х годах на Балтийском море. Тогда мичман служил на броненосной лодке «Русалка», которая в плавании коснулась подводного камня и получила небольшую пробоину, но не затонула лишь потому, что села на мель. Случаи гибели кораблей от подводных пробоин в отечественном и зарубежном флотах побудили молодого офицера заняться вопросами непотопляемости корабля - дисциплины в судостроении, которой еще не существовало. Со временем Степан Макаров определил непотопляемость как способность судна плавать на воде и не терять своих боевых качеств от подводных пробоин. Кстати, термин «непотопляемость» придумал он же. В статье «Броненосная лодка «Русалка», опубликованной «Морским сборником» в 1870 году, моряк предложил ряд средств, которые должны были обезопасить суда от гибели. Среди них были пластырь, водонепроницаемые крышки люков и трюмная водоотливная система
В море - значит дома.
Макаров Степан Осипович
Первым серьезным нововведением Степана Макарова явился так называемый макаровский пластырь, который следовало иметь готовым на случай аварии каждому судну. Пластырь представлял собой один или несколько слоев парусины прямоугольной формы, обшитой по краям тросом и имеющей по углам тросы либо цепи для растяжки. Морские суда использовали пластырь с пришитым к холсту простеганным матом. Пластырь опускали за борт на пробоину, нижнюю цепную оттяжку пропускали под днищем, а остальные крепили к борту. Давлением воды мягкий пластырь прижимало к бреши, закрывая ее и позволяя выкачивать поступившую внутрь корпуса воду.
При больших пробоинах (от тарана или мины) мягкий пластырь могло затянуть в отверстие, и Степан Макаров предложил рейковый пластырь. Тот представлял собой полотнище холста, на которое нашивали рейки из дерева, сверху также обтянутые холстом. Рейки трапецеидального сечения изготавливали суживающимися к концам, чтобы на ходу судна пластырь прижимало к борту потоком воды. Сверху и снизу к рейкам крепили полосы железа для прочности. Так как такой пластырь был тяжел, Макаров придумал несколько способов его постановки. Если бы неровные края пробоины мешали устранить течь, поверх рейкового пластыря следовало натянуть парус. Такое простое и удобное средство широко распространилось за несколько лет на военном и торговом флоте во всем мире.
В плавании не следует пропускать ни одного случая попрактиковаться в упражнениях, полезных в боевом отношении.
Макаров Степан Осипович
Вторым средством Степана Макарова, способствующим непотопляемости, стали глухие крышки люков на палубах и втором дне, не позволяющие воде вливаться в нижние отсеки».
«Занимавшийся постройкой броненосного флота А. А. Попов с 1872 года привлек лейтенанта Степана Макарова к обеспечению непотопляемости новых кораблей: броненосца «Петр Великий», поповок и фрегатов. Это дало моряку немалый опыт. В 1875 году Макаров издал работу «О непотопляемости судов», в которой изложил этот опыт и свои выводы. Он предложил разделить корпус судна на отсеки водонепроницаемыми поперечными переборками, создать второе дно и второй борт, разделенные на мелкие отсеки. Водоотливная система по его проекту состояла из магистральных труб, связанных с трубами в отсеках, что позволяло при необходимости осушать и заполнять любые отсеки. Степан Макаров считал возможным и необходимым спрямлять крен наливанием воды в противоположный отсек».
Макаров, Степан Осипович — вице-адмирал (1848 — 1904). В 1869 — 75 годах был занят разработкой вопроса о непотопляемости судов и напечатал о том несколько работ в «Морском Сборнике» (1875 — 76). В турецкую войну 1877 г. отличился, командуя кораблем «Великий князь Константин».
Военный флот существует для войны, и сопряженные с большими расходами плавания судов "в мирное время свершаются для того, чтобы подготовить к войне личный состав... Если во время плавания условие это не соблюдается, то плавание не приносит желаемой пользы.
Макаров Степан Осипович
В 1881 г. Степан Макаров производил исследование течений Босфора. О результатах этих исследований Макаров напечатал в сочинении «Об обмене воды Черного и Средиземного морей» (1883). В другом сочинении, «Витязь и Тихий океан» (1893), Макаров изложил результаты исследований температуры и удельного веса морской воды в Северном Тихом океане, произведенных Макаровым во время кругосветного путешествия (1886 — 89) на корвете «Витязь».
С 1891 по 1894 годы Степан Макаров состоял главным инспектором морской артиллерии; в 1895 г. командовал тихоокеанской эскадрой во время китайско-японской войны. В 1896 г. Макаров назначен командующим первой дивизией балтийского флота, в 1899 г. — комендантом Кронштадтского порта.
В 1901 г. совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа на выстроенном им ледоколе «Ермак». Через месяц после открытия военных действий с Японией, в 1904 г., Степан Макаров был назначен командующим флотом Тихого океана. 24 февраля прибыл в Порт-Артур, в гавани которого был заперт японцами русский флот. Стараясь поднять боевой дух флота, он начал выходить с ним на разведки в открытое море. 31 марта 1904 г. он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце «Петропавловск». Когда эскадра возвращалась, «Петропавловск» наткнулся на мину и затонул; погиб почти весь его экипаж, и Макаров в том числе.
Кроме названных, Степану Макарову принадлежит ряд ценных трудов о морской тактике, о военном судостроении, о судовом составе флота и другое. Степан Макаров был одним из немногих наших моряков, которые, сознавая недостаточность наших морских сил и предвидя возможность столкновения с Японией, задолго указывали на необходимость разработки определенного плана военных действий на случай конфликта на Дальнем Востоке и на принятии соответственных подготовительных мер. Гибель энергичного адмирала через месяц после прибытия его в Порт-Артур печально отразилась на ходе дальнейших морских операций порт-артурской эскадры.