Татьяна Конюхова — российская актриса театра и кино, народная артистка России (1991).
В 1955 году Т. Конюхова окончила ВГИК (мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой, педагог Василий Васильевич Ванин). В 1956-1992 годах работала в Театре-студии киноактера. Первая роль в кино — Ганна («Майская ночь, или утопленница», 1952). В 1950-х годах Конюхова была одной из самых популярных актрис советского кино.
Снялась более чем в пятидесяти фильмах: «Запасной игрок» (1954), «Разные судьбы» (1956, Соня), «Первые радости» (1956, Лиза Мешкова), «Необыкновенное лето» (1957), «Над Тиссой», «Олеко Дундич», «Карьера Димы Горина» (1961, Березка), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Казнены на рассвете» (1965, Анна Ульянова), «Выстрел» (1966), «Москва слезам не верит» (1979), «Портрет жены художника» (1982, Лиза Никитенко), «Счастливая, Женька» (1983), «На златом крыльце сидели» (1986).
Татьяна Конюхова родилась 12 ноября 1931 года в Ташкенте. Ее родители были выходцами с Украины, однако волею судьбы оказались в Узбекистане: отец нашей героини был направлен на работу в ЦК Компартии этой южной республики. Однако, несмотря на высокий пост главы семейства, семья Конюховых жила очень скромно: время красных «буржуев» еще не пришло.
Вспоминает сама Татьяна Конюхова: «Помню, что дома всегда была ослепительная чистота - эта заслуга моей мамы. Помню, как я драила золой вилки и, если между зубьями оставалась грязь, тут же получала от мамы затрещину. Каждый день приходилось таскать ведра с водой из «хауза» в душ. Много лет спустя мой муж шутил: мол, вот откуда у тебя кривые ноги!
В детстве на мне одежда просто горела: я все время гоняла по улице с мальчишками. Как-то мама нарядила меня в платье с кружевами. Мы собирались в гости. Пока она укладывала свои роскошные косы в прическу, я убежала во двор, где ребята месили ногами «саман». Задрав кружевной подол, я с восторгом принялась тоже месить эту солому с навозом. В другой раз разодрала новое платье сверху донизу, зацепившись за колышек. Мама меня выпорола. До сих пор помню имя и фамилию девчонки, которую мне ставили в пример. Мама говорила: «Посмотри на Лидочку Мальцеву!» Но я постоянно оказывалась в ватаге мальчишек, с которыми носилась повсюду…
Отец с матерью были полными противоположностями. Она - настоящая украинка: вся нараспашку, шумная, хозяйственная. Он - замкнутый, суровый. Из этого сплава я и родилась. Рано научилась скрывать неприятности за показной веселостью и со стороны казалась легкомысленной. Но я была очень независимой, самостоятельной. Первая моя фраза: «Я сама»…
Уже в детстве я мечтала стать актрисой. Лет в пять я усаживала бабушку на стул и устраивала для нее представления…»
После окончания десяти классов, в 1948 году, Татьяна Конюхова приехала в Москву, чтобы учиться на артистку. В гардеробе у юной абитуриентки было всего два платья: одно, кремовое, которое мама сшила ей на выпускной бал, было на ней, другое - цвета бордо, лежало в чемодане. Никого в городе она не знала, и рассчитывать на какую-либо помощь со стороны ей не приходилось. Однако с детства приученная все преграды преодолевать самостоятельно, Конюхова сдала все экзамены на «отлично». Так ее приняли во ВГИК.
«В момент съемок последнего фильма («Карьера Димы Горина», 1961) Конюхова была на седьмом месяце беременности. Ее мужем в то время был известный спортсмен-копьеметатель, заслуженный мастер спорта Владимир Кузнецов. В 21 год он уже был заслуженным мастером спорта и считался одним из сильнейших в мире. Правда, трижды выступая на Олимпийских играх, он так и не сумел победить своих соперников. В 1965 году он оставил большой спорт и позднее посвятил себя науке - стал профессором, доктором педагогических наук.
Стоит отметить, что Владимир Кузнецов был уже третьим мужем Татьяны Конюховой и единственным не из кинематографической среды. До этого она была замужем исключительно за киношниками. В первый раз она вышла замуж, что называется, в спешке, даже не разобравшись толком в собственных чувствах. В результате этот брак продержался… всего 10 дней. Однажды ее молодой супруг, видимо, соскучившись по супруге, примчался к ней на съемочную площадку, но вместо радостной встречи его встретила сосредоточенно работающая жена. Муж «выбил» ее из творческого процесса. И этого «прегрешения» было достаточно, чтобы наша героиня сказала своему первому мужу: «Прощай».
Во второй раз Конюхова вышла замуж через пару лет, тоже за коллегу-кинематографиста, но и этот брак продержался недолго. Татьяна вспоминает: «Мой рабочий день длился по шестнадцать часов. Закончив съемки в одном месте, я переодевалась и мчалась в другое. Однажды даже упала в обморок. Меня привезли домой, и, войдя в квартиру, я увидела своего мужа, такого спокойного, лежавшего в постели с книгой. В тот момент во мне что-то надломилось. С нетерпением ждала, когда опять уеду на съемки. Наконец муж провожает меня на вокзале. Я уже занесла ногу на подножку, и в этот момент он меня спросил: «Что-то кончилось?» В общем, махнула рукой и уехала… А бывший муж достиг больших высот в кинематографической области, даже премию получил - «Нику». Так что развод оказался для него хорошим стимулом…
В браке с Владимиром Кузнецовым у нас родился сын. Когда встал вопрос, где рожать, и я выбрала Ригу - там жила моя мама, - то мы поехали туда на машине. А так как муж был уставшим, я его пожалела, сама села за руль и вела машину пятьсот километров. Когда мы наконец приехали, я с трудом вышла - так сильно у меня отекли ноги. Помню, врач очень странно на меня посмотрел, когда узнал, как я сюда добиралась…»