Татьяна Михайловна Лиознова родилась 20 июля 1924 года, в Москве - российский кинорежиссер, сценарист. Народная артистка СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976).
В 1949 окончила режиссерский факультет ВГИКА (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой).
После окончания ВГИКа Татьяна Лиознова некоторое время работала ассистентом режиссера на съемках фильмов своего учителя. Дебютировала в 1958, поставив фильм «Память сердца» по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, сыгравшей в этой картине одну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось ее устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности.
Главный секрет режиссерского мастерства – это просто любовь к актерам.
Лиознова Татьяна Михайловна
Тема подвига, высокого самопожертвования прозвучала и в картине Лиозновой «Им покоряется небо» (1963), посвященной летчикам-испытателям. Отдав дань героизму, Татьяна Лиознова обращается к иным мотивам и темам, но она по-прежнему увлечена крупными, эмоциональными характерами, судьбами, вписанными в контекст истории, времени. Стихия простой, обыденной жизни (по внешним параметрам), добросердечия душевной щедрости определили эмоциональную сторону фильма «Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Как и точность режиссера в выборе актеров, в частности Л. И. Хитяевой (Евдокия), по-новому открывшейся в картине Лиозновой.
Лирическая нота усилена в фильме «Три тополя на Плющихе» (1973), который неизменно популярен у наших зрителей уже много лет. Внешне незатейливая история любви шофера московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей продать на рынке мясо, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а «спета» Т. В. Дорониной и О. Н. Ефремовым. Картина действительно была схожа с народной песней о короткой встрече, которой не дано продлиться, о любви счастливой, горькой, единственной.
Мне не стыдно ни за одну свою работу [фильмы], и я их все люблю.
Лиознова Татьяна Михайловна
В 1973 Татьяна Лиознова завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным фильмом «Семнадцать мгновений весны», ставшим одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Положенный в основу картины авантюрный роман Юлиана Семенова, в версии режиссера обрел мифологическое звучание.
Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными актерскими работами В. В. Тихонова, Р. Я. Плятта, Л. С. Броневого, О. П. Табакова, Е. А. Евстигнеева, Л. К. Дурова и др.
Затем Татьяна Лиознова снимает телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) по популярной в 1970-е годы пьесе Александра Гельмана. Она передала в этой картине социальную напряженность, характерную для последних лет застоя. Затем режиссер опять обратилась к женской судьбе с ее прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами: это была яркая музыкальная картина «Карнавал»(1982) с И. В. Муравьевой в главной роли.