Томас Карлейль (англ. Thomas Carlyle, 1795–1881) — британский (шотландский) писатель, историк и философ.
Родился в простой крестьянской семье; предназначаемый своими родителями-строгими кальвинистами к духовной карьере, 14 лет поступил в Эдинбургский университет. Не желая быть священником, он по окончании курса в университете стал учителем математики в провинции, но скоро вернулся в Эдинбург.
Человек не может быть неисправимо плохим, если он хотя бы один раз от души смеялся.
Карлейль Томас
Здесь, живя на случайный литературный заработок, он некоторое время усиленно занимался правом, готовясь к адвокатской деятельности; но и это он быстро забросил, увлекшись немецкой литературой.
Сочинения о немецкой литературе
Перевод Гётевского «Вильгельма Мейстера» в 1824 г. и «Жизнь Шиллера» в 1825 г. были первыми крупными работами Карлейля; за ними последовали критические разборы и переводы из Жан-Поля, Гофмана, Тика, Фукэ и др., характеристики Бориса и Вольтера, печатавшиеся в либеральном «Эдинбургском обозрении».
Человек только и живет надеждой; надежда, по сути,- его единственная собственность.
Карлейль Томас
В этом же «Обозрении» (в начале 30-х гг.) появилась его первая статья более общего характера, «Признаки времени», совсем не подходившая по своему направлению к либеральной окраске журнала. Следующий его эскиз, «Тейфельсдрек», развившийся впоследствии в целую книгу «Sartor Resartus», а также «Историю немецкой литературы» ни один издатель не взялся напечатать, так как направление Карлейля не отвечало духу времени. «Sartor Resartus» появился в США раньше, чем в Великобритании.
Книга о французской революции. Историко-философские взгляды
Такой же оригинальностью, как и эти произведения, отличается «История французской революции» («French Revolution, a history», 1837), едкий памфлет «Чартизм» (1839), лекции о героях и героическом в истории («On Hero worship», 1841) и историко-философские размышления «Past and present» (1843).
Человек, не умеющий держать про себя свои мнения, не способен ни на что выдающееся ни в каком деле.
Карлейль Томас
Не подходя ни к одной из установившихся политических партий, Карлейль чувствовал себя одиноким и думал некоторое время об издании собственного журнала для проповеди своего «верующего радикализма». Все указанные произведения Карлейля проникнуты стремлением свести прогресс человечества к жизни отдельных выдающихся личностей-героев, положить в основу цивилизации исключительно нравственный долг; его политическая программа ограничивается проповедью труда, нравственного чувства и веры.
Утрированная оценка героического в истории и недоверие к силе учреждений и знания привели его к формальному культу прошедших времен, более благоприятных для героических людей. Взгляды его ярче, чем где-либо, сказались в двенадцати «Памфлетах последних дней» («Latter-day pamphlets», 1858); здесь он смеется над эмансипацией негров, над демократией, филантропией, политико-экономическими учениями и пр. Не только прежние враги после этих памфлетов негодовали на Карлейля, но и многие поклонники перестали его понимать.
Другие исторические сочинения
С помощью цифр доказать можно все что угодно.
Карлейль Томас
Из всех сочинений Карлейля наибольшее историческое значение имеет «Letters and Speeches of Oliver Cromwell» (1845–46), с комментариями; последние далеко не беспристрастны к «герою» Кромвелю.
Самое обширное сочинение Карлейля — «History of Frederick II» (1858–65), заставившее его предпринять путешествие в Германию; при многих блестящих качествах оно страдает большою растянутостью, В 1847 г. появились его «Исторические и критические опыты» (сборник журнальных статей), в 1851 г. — биография его друга юности, поэта Стерлинга. С 1868 до 1870 г. Карлейль был занят изданием полного собрания своих сочинений («Library edition», в 34 т.).
За этим изданием последовало на следующий год дешевое издание «People’s edition», которое много раз было повторено. Далее он напечатал ряд очерков под заглавием «Первые норвежские короли» (1875). В 1866 г. Карлейля предложили почетное место ректора Эдинбургского университета; кроме этого места, он никогда не занимал никакой должности, всю жизнь оставаясь только писателем. Во время франко-прусской войны он стал на сторону Пруссии и горячо и искренне отстаивал её дело в своих письмах в «Times», изданных и отдельно (1871). Он умер в 1881 году.
Самое неприятное чувство - это чувство собственного бессилия.
Карлейль Томас
Карлейль и нацизм
Взгляды Карлейля, как неоднократно отмечалось историками, во многом предвосхитили воззрения Гитлера и других фашистских идеологов. Так, профессор Чарльз Сароли в своей профашистской статье 1938 года «Был ли Карлейль первым нацистом?» в журнале «Anglo-German Review» отвечает на этот вопрос утвердительно:
Нацизм — не немецкое изобретение, изначально он возник за границей и пришел к нам именно оттуда… Философия нацизма, теория диктатуры были сформулированы сто лет назад величайшим шотландцем своего времени — Карлейлем, самым почитаемым из политических пророков. Впоследствии его идеи были развиты Хьюстоном Стюартом Чемберленом.
Самое страшное неверие - это неверие в самого себя.
Карлейль Томас
Нет ни одной основной доктрины… нацизма, на которых основана нацистская религия, которой не было бы… у Карлейля, или у Чемберлена. И Карлейль и Чемберлен… являются поистине духовными отцами нацистской религии… Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе… Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры.
Бертран Рассел в своей книге «История Западной философии» (1946) утверждал: «Следующий шаг после Карлейля и Ницше — Гитлер.»
Известный историк Мануэль Саркисянц в своей нашумевшей книге «Английские корни немецкого фашизма» посвятил вопросу о влиянии Карлейля на развитие нацистских идей отдельную главу.