Юрий Александрович Завадский (1894-1977) — российский режиссер, актер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973).
С 1915 актер студии Вахтангова, затем Московского Художественного академического театра. С 1924 руководил основанной им театральной студией. С 1940 главный режиссер Театра им. Моссовета. Постановки: «Трактирщица» К. Гольдони (1940), «Отелло» У. Шекспира (1944), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952, 1964), «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (1967), «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому (1969) и др. Спектакли Завадского отмечены чувством современности, тонким психологизмом. С 1947 профессор Государственного института театрального искусства. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1946, 1951).
Юрий Завадский родился 30 июня (12 июля) 1894, Москва. Скончался 5 апреля 1977, там же.
В 1913 поступил на юридический факультет Московского университета и одновременно стал заниматься в Школе рисования и живописи С. Ю. Жуковского (вскоре перейдя в Школу П. И. Келина). В 1915-1919 актер студии Е. Б. Вахтангова (Мансуровской), в 1920-1924 актер и режиссер 3-ей студии МХАТа (Вахтанговской), в 1924-1936 актер МХАТа. С 1924 руководил основанной им театральной студией (в 1927 она стала Театром под руководством Завадского). В 1932-1935 одновременно был художественным руководителем Центрального театра Красной Армии. В 1936-1939 Юрий Завадский художественный руководитель драмтеатра им. М. Горького в Ростове-на-Дону. С 1940 главный режиссер Московского театра им. Моссовета.
Дебют
Первой большой ролью в студии Вахтангова у Завадского стал мудрый старик Антоний в ярком, гротескном спектакле «Чудо святого Антония» М. Метерлинка. На юношу обратили внимание театралы (2-ю редакцию спектакля, которая вышла в 1921, Вахтангов делал уже совместно с Завадским, в ней, кстати, явственней прозвучал трагический подтекст сюжета).
Пробуя свои силы и как художник, и как режиссер, Юрий Завадский в 1919 поставил спектакль «Обручение во сне» — экспериментальную символико-мистическую фантазию по пьесе П. Г. Антокольского (с которым его связывала дружба на протяжении всей жизни) «Кот в сапогах», сыграв в нем роль Пьеро. А исполнение роли принца Калафа, романтика и оптимиста, в восхитительной вахтанговской «Принцессе Турандот» (1922) окончательно убедили взыскательных театралов в несомненном актерском даре необыкновенно красивого юноши.
Его ждала яркая актерская карьера (во время гастролей Студии в Швеции Юрию Завадскому даже предлагали сыграть Гамлета в шведском кинофильме), но самого Завадского все больше привлекала режиссура. Он по натуре был лидер. Хотелось самому придумывать спектакли, яркие, красочные, задорные, учить актеров. Ему нужен был свой собственный театр. И он его создал.
Студия Завадского. Первые шаги
Созданная сначала как учебная (в 1926 состоялся ее первый выпуск), Студия Завадского быстро приобрела статус театра. Завадский собрал замечательный актерский коллектив: В. П. Марецкая (ставшая женой Завадской, но их брак вскоре распался) Р. Я. Плятт, Н. Д. Мордвинов.
Ю. Завадский работал жадно — один за другим выходили спектакли, динамичные, смешные, в которых изысканность режиссерского решения сочеталась с искрящимся юмором: «Любовью не шутят» Альфреда Мюссе, «Мое» («Вольпоне») Бена Джонсона, «Ученик дьявола» Бернарда Шоу, «Школа неплательщиков» Л. Вернейля и Ж. Бера, «Волки и овцы» А. Н. Островского.
И в то же время он ставил современные спектакли на темы, близкие зрителю, такие как «Простая вещь» Б. А. Лавренева.
Яркая театральность, к которой привил ему вкус Вахтангов, стали отличительной особенностью творческого почерка Завадского в те годы. Его лучшим спектаклям были присущи романтизм, изящная ирония. Но его Студия играла в маленьких залах, и очень важным для Завадского оказалось приглашение его в Театр Красной Армии, возглавив который (не бросая своего театра), он впервые поставил спектакли на большой сцене: «Мстислав Удалой» И. Прута и «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука.
Юрий Завадский вообще многое в своей жизни совмещал. Он с успехом продолжил актерскую карьеру во МХАТе после введения его в 1925 на роль Чацкого в «Горе от ума», которого сыграл остро, интересно. В его репертуаре был граф Альмавива из «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро», князь Трубецкой из спектакля «Николай I и декабристы» и еще несколько ролей.
Ростов-на-Дону
В 1935 в Ростове-на-Дону был построен великолепный театр, внешне напоминающий трактор и поражающий размерами огромной сцены, играть на которой, казалось, просто невозможно. Туда-то и был направлен в 1936 Юрий Завадский со своим коллективом.
Завадский ехал туда без желания. Годы, проведенные в Ростове, не принесли молодому мастеру особого творческого удовлетворения — он все время рвался в Москву, где вскоре начались политические процессы (может быть, именно отъезд в Ростов спас талантливого режиссера и его труппу от возможных преследований). В Ростове он поставил почти 20 спектаклей: «Любовь Яровая», «Горе от ума» (и сам он в роли Чацкого), «Враги» и «Мещане» М. Горького, «Разбойники» Шиллера, «Дни нашей жизни» Л. Андреева, «Человек с ружьем» Н. Погодина, «Укрощение строптивой» и «Отелло» Шекспира. Приходилось, помимо творческих вопросов, решать много и чисто технических задач: преодолевать плохую акустику, подчинять режиссерскому решению пространство необъятной сцены. Но Завадский со всем этим успешно справлялся.
Театр им. Моссовета
Первой работой в театре им. Моссовета после возвращения в Москву у Юрия Завадского стала «Трактирщица» Гольдони (1940), легкая, задорная, сразу привлекшая в театр зрителей. За ней последовали: комедия Гольдони «Забавный случай», яркий, веселый спектакль «Укрощение строптивой» Шекспира, солнечные «Виндзорские насмешницы» — своеобразный «театр в театре», когда во всем здании, от зрительного зала до фойе, шумело веселое карнавальное действо.
Завадский любил яркую зрелищность. Даже работая над серьезными постановками, он виртуозно сочетал психологизм, драматизм действия с юмором и броской театральностью.
В 1941, за несколько месяцев до начала войны, режиссер поставил трогательную, душевную «Машеньку» с Марецкой в главной роли. Затем задорную «Надежду Дурову», а в 1942, в эвакуации — «Нашествие» по Л. М. Леонову, спектакль остро-драматичный, сложный, с М. Ф. Астанговым в главной роли, который на тончайших психологических нюансах сыграл внутреннее перерождение своего героя (за спектакли «Нашествие», «Отелло», «Встреча в темноте» в 1946 Завадский был удостоен Государственной премии СССР; вторую Государственную премию СССР Юрий Завадский получил в 1951 за спектакль «Рассвет под Москвой»).
Юра Завадский любил повторять свои спектакли, в новых редакциях обычно находя более выразительное режиссерское решение, даря спектаклю новую, иногда даже более успешную, чем в первый раз, сценическую жизнь. Так, в 1944 он повторил «Отелло», выделив как главное — мотив неумирающей любви. В 1964 в трагическо-романтическом варианте повторил «Маскарад», в 1965 получив за него Ленинскую премию (первый «Маскарад» был выпущен в 1952 и отличался некоторым академизмом). Большой успех имела и последняя постановка «Шторма» Б. Билль-Белоцерковского, аскетично-трогательная и напряженная (1967).
Несколько раз Завадский обращался к А. П. Чехову: «Чайка» (1945), «Вишневый сад» (1960, Нью-Йорк).
Событием в театральной жизни Москвы стали и «Петербургские сновидения» (по Достоевскому, 1969), посвященный Вахтангову постановочно сложный спектакль, в котором режиссер создал мрачный фантастический, насыщенный снами и видениями мир.
С 1940 Завадский преподавал в ГИТИСе им. А. В. Луначарского. С 1947 — профессор.
Юрий Завадский - автор ряда статей и книг. О Завадском снят телевизионный фильм «Дома у Ю. А. Завадского».