Ванесса Редгрейв (англ. Vanessa Redgrave; род. 30 января 1937) — британская актриса, лауреат премии «Оскар» 1978 года.
Ванесса Редгрейв родилась 30 января 1937 года в Лондоне в семье актёра Майкла Редгрейва и актрисы Рэйчел Кемпсон.
В 1954 году поступила в школу музыки и драмы Central School of Speech and Drama. Впервые появилась на театральной сцене в 1957 году вместе с отцом. С 1961 года она выступает с Королевской шекспировской труппой. В кино Ванесса Редгрейв стала известной после фильма «Морган: подходящий случай для лечения» (1966). Актриса получила премию Каннского кинофестиваля, а также номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.
Другие известные картины раннего периода — «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони (1966), «Айседора» (1968) — о жизни балерины Айседоры Дункан, «Мария — королева Шотландии» (1971). За последние два фильма вновь выдвигалась на «Оскар» и «Золотой глобус».
В 1977 году Редгрейв играла вместе с Джейн Фондой в фильме «Джулия» режиссёра Фреда Циннемана. За эту роль она была удостоена премии «Оскар» в номинации «лучшая актриса второго плана». В том же году она продюсировала и озвучивала документальный фильм «Палестинец», в котором участвовала в сцене танца с автоматом Калашникова. В связи с этим группировка Jewish Defense League (фигурировавшая в отчётах ФБР как экстремистская и террористическая) организовала пикеты во время церемонии вручении премии. Глава этой организации обвинял Редгрейв в поддержке палестинцев. Несмотря на присутствие на улице активистов JDL, Редгрейв во время получения «Оскара» в своей речи выступила с осуждением всех форм тоталитаризма и сказала, что ни её, ни Киноакадемию не запугает «кучка сионистских хулиганов, чьё поведение оскорбляет достоинство всех евреев». Её выступление было встречено «недоумённо открытыми ртами, возгласами неодобрения и хлопками».
Позднее Редгрейв исполняла роли в фильмах «Бостонцы» (1984) — номинации на «Оскар» и «Золотой глобус», «Говардс Энд» (1992) — номинация на «Оскар», «Миссия невыполнима» (1996), «Уайльд» (1997), «Прерванная жизнь» (1999). Редгрейв продолжает играть в кино и театре.
Политическая деятельность
С начала 1960-х годов Редгрейв включилась в работу ряда общественных движений: за прекращение войны во Вьетнаме, ядерное разоружение, независимость Северной Ирландии, выезд советских евреев из СССР, независимое Палестинское государство; приходит в троцкистское движение. Редгрейв баллотировалась в парламент от троцкистской Рабочей революционной партии, которую поддерживал ливийский лидер Муаммар Каддафи. В 1990-х годах участвовала в создании Марксистской партии.
В 2002 году Редгрейв внесла залог в 50 тысяч фунтов стерлингов за освобождение чеченского сепаратиста Ахмеда Закаева. Его экстрадиции добивались российские власти, обвиняя последнего в терроризме, похищении людей и убийствах. В частности, Закаев обвинялся в организации захвата заложников во время мюзикла «Норд-Ост». Редгрейв выразила опасения за жизнь террориста Закаева в случае его выдачи России.
В 2004 году Редгрейв вместе со своим братом основала Партию мира и прогресса (Peace and Progress Party) и приняла участие в кампании протеста против войны в Ираке.
Личная жизнь
Была замужем за режиссёром Тони Ричардсоном в 1962—1967 годах, брак с которым распался из-за увлечения последнего французской актрисой Жанной Моро. От Ричардсона она родила двух дочерей: Наташу Ричардсон (1963—2009) и Джоэли Ричардсон, которые тоже стали актрисами. У Ванессы Редгрейв есть сын от Франко Неро, с которым она снималась в «Камелоте». В 2006 году актриса вышла за Неро замуж. Известен роман Редгрейв с актёром Тимоти Далтоном. Её сестра Линн Редгрейв и брат Корин Редгрейв также были актёрами, оба скончались от рака весной 2010 года.
Фильмография
Награды и номинации
Награда | Год | Категория | Фильм/Постановка | Результат |
---|---|---|---|---|
Оскар | 1967 | Лучшая женская роль | Морган: подходящий случай для лечения | Номинация |
1969 | Лучшая женская роль | Айседора | Номинация | |
1972 | Лучшая женская роль | Мария — королева Шотландии | Номинация | |
1978 | Лучшая женская роль второго плана | Джулия | Победа | |
1985 | Лучшая женская роль | Бостонцы | Номинация | |
1993 | Лучшая женская роль второго плана | Говардс Энд | Номинация | |
BAFTA | 1967 | Лучшая женская роль | Морган: подходящий случай для лечения | Номинация |
1988 | Лучшая женская роль второго плана | Навострите ваши уши | Номинация | |
2010 | Academy Fellowship | Победа | ||
BAFTA TV | 1967 | Лучшая женская роль | Победа | |
2003 | Лучшая женская роль | Черчилль | Номинация | |
Золотой глобус | 1967 | Лучшая женская роль в комедии или мюзикле | Морган: подходящий случай для лечения | Номинация |
1968 | Лучшая женская роль в комедии или мюзикле | Камелот | Номинация | |
1969 | Лучшая женская роль в драме | Айседора | Номинация | |
1972 | Лучшая женская роль в драме | Мария — королева Шотландии | Номинация | |
1978 | Лучшая женская роль второго плана | Джулия | Победа | |
1985 | Лучшая женская роль в драме | Бостонцы | Номинация | |
1987 | Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме | Вторая подача | Номинация | |
1988 | Лучшая женская роль второго плана | Навострите ваши уши | Номинация | |
1989 | Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме | Человек на все времена | Номинация | |
1996 | Лучшая женская роль в комедии или мюзикле | Месяц у озера | Номинация | |
1998 | Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме | Крёстная мать | Номинация | |
2001 | Лучшая женская роль второго плана в мини-сериале, телесериале или телефильме | Если бы стены могли говорить 2 | Победа | |
2003 | Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме | Черчилль | Номинация | |
Эмми | 1981 | Лучшая женская роль в мини-сериале или фильме | Тянуть время | Победа |
1986 | Лучшая женская роль второго плана в мини-сериале или фильме | Пётр Великий | Номинация | |
Лучшая женская роль в мини-сериале или фильме | Вторая подача | Номинация | ||
1991 | Лучшая женская роль второго плана в мини-сериале или фильме | Молодая Екатерина | Номинация | |
2000 | Лучшая женская роль второго плана в мини-сериале или фильме | Если бы стены могли говорить 2 | Победа | |
2002 | Лучшая женская роль в мини-сериале или телефильме | Черчилль | Номинация | |
Премия Гильдии киноактёров США | 2001 | Лучшая женская роль в телефильме или мини-сериале | Если бы стены могли говорить 2 | Победа |
2003 | Лучшая женская роль в телефильме или мини-сериале | Черчилль | Номинация | |
2008 | Лучшая женская роль в телефильме или мини-сериале | Лихорадка | Номинация | |
Тони | 2003 | Лучшая женская роль в пьесе | Долгий день уходит в ночь | Победа |
2007 | Лучшая женская роль в пьесе | Год магического мышления | Номинация | |
2011 | Лучшая женская роль в пьесе | Шофёр мисс Дэйзи | Номинация |