Василий Качалов родился в городе Вильно, где его отец, крещеный еврей, был священником. По примеру старшего брата он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако не закончил его, поскольку увлекся театром, участвовал в спектаклях нескольких любительских трупп, а потом и совсем ушел из университета, отправившись играть в провинциальных театрах сначала Казани, а затем Саратова.
С 1900 года Василий Качалов становится актером Московского Художественного театра. Впервые он появился на сцене в роли царя Берендея в пьесе А. Островского "Снегурочка". Изящная пластика молодого актера, неподражаемый тембр его голоса и своеобразная интонация сразу же покорили не только коллег-актеров, но и взыскательную московскую публику.
Сердечность такой же дар, как красота и ум.
Качалов Василий Иванович
С тех пор и на долгие годы Василий Качалов становится одним из популярнейших актеров Художественного театра. В первые же годы работы в труппе МХТ Качалов стал ведущим исполнителем современной драматургии, и прежде всего пьес А. Чехова и М. Горького. Он был первым исполнителем ролей Пети Трофимова в "Вишневом саде" и барона Тузенбаха в "Трех сестрах" А. Чехова. Качалов часто и на сцене полемизировал с Антоном Павловичем Чеховым, показывая неудовлетворенность его героев тем, что их окружало; актер в то же время наделял их страстной мечтой о счастье, неистребимой верой в лучшее будущее.
Такой же оптимизм Качалов перенес и в другую известнейшую роль - Барона в пьесе М. Горького "На дне", который в исполнении Качалова казался не только циничным, окончательно опустившимся человеком, но и незаурядной личностью, прожившей долгую и трудную жизнь. В этой роли Качалов выходил на сцену больше сорок пяти лет.
Период с 1905-го по 1917 год считается временем расцвета таланта Василия Ивановича Качалова. Каждая его роль на сцене МХТ становилась общественным событием. Это были персонажи Горького, Достоевского (Иван Карамазов), герои мировой классической драматургии (Гамлет Юлий Цезарь и Брандт в трагедиях В. Шекспира и Г. Ибсена). Все эти работы поражали зрителей не только великолепной актерской техникой: герои Качалова жили на сцене естественной жизнью, вызывая у зрителей сопереживание глубиной своих чувств, напряженностью мыслей. В это же время появились первые анекдоты и эпиграммы о Качалове, поскольку актер стал необыкновенно популярным.
Вот портрет Василия Качалова, который в несколько ироничной тональности был представлен известным писателем и журналистом Доном Аминадо. Он вспоминал, как восторженные почитательницы, точно знавшие время появления артиста во время его прогулки по Кузнецкому мосту, выстраивались на мостовой в нетерпеливом ожидании и, наконец, "О, чудо!", шли "за своим полубогом в меховой шапке, в серых ботиках и в отличной шубе. Каждой эпохе - свой кумир".
Уже первые зарубежные гастроли МХТ в сезон 1906 года превратились в настоящий триумф, в центре которого неизменно находился Василий Качалов. Воодушевленная успехом, в первые послереволюционные годы, с 1919 по 1922-й, группа ведущих актеров МХТ во главе с Качаловым отправилась в длительное заграничное турне, сначала по странам Западной Европы, а затем и по Соединенным Штатам Америки. Они не только играли спектакли, но занимались также режиссерской и педагогической деятельностью.
Василий Иванович Качалов впервые обратился к режиссуре еще в 1910 году, когда из-за болезни К. Станиславского был вынужден самостоятельно готовить роль Ивана Карамазова. Ему пришлось тогда разрабатывать не только драматический рисунок роли, но и грим, а также костюм.
Не меньший резонанс вызвали и вторые зарубежные гастроли МХАТа в 1922-1924 годах. За два года труппа, возглавляемая К. Станиславским, объездила практически весь мир, выступая на самых прославленных сценах. Основными исполнителями во время гастролей были все тот же Василий Качалов, жена Антона Павловича Чехова, Ольга Книппер-Чехова, и другие ведущие актеры театра. Качалов и там выступал с показательными занятиями, помогал совершенствовать актерское искусство в разных странах.
В инсценировке романа Ф. Достоевского Василий Иванович Качалов впервые выступил и в роли чтеца: в его исполнении прозвучали со сцены отрывки из "Легенды о Великом инквизиторе". В дальнейшем он сам режиссировал свои программы, которые включали стихи различных авторов. Это не были роли, где он стремился к перевоплощению, искал какие-то характерные для каждого образа детали поведения. И тем не менее его литературные программы представляли собой настоящее театральное действо одного актера, который в одно и то же время должен был оставаться самим собой, показать индивидуальные черты каждого персонажа и отразить отношение к ним автора.
В двадцатые годы Качалов выступил в новой для себя роли - ведущего спектакля. В инсценировках романов Л. Толстого "Анна Каренина" и "Воскресение" он читал текст "от автора". В его исполнении проза Толстого зазвучала как музыка, став полноправной составляющей театрального действия. Позже эти отрывки не раз исполнялись по радио, снимались на кинопленку.
Василий Качалов также неоднократно выступал в качестве своеобразного комментатора при подготовке радиоверсий основных спектаклей МХАТа. Для этого Качалов долго и кропотливо искал свой "голос" для каждого героя, разрабатывал звуковые мизансцены, чтобы сохранить выразительность спектакля.
Во время своей работы на сцене Художественного театра Качалов много занимался театральной педагогикой. Одним из самых талантливых его учеников стал Борис Ливанов (отец современного актера Василия Ливанова). С 1926 года до самой смерти Качалов помогал ему работать над ролями, постепенно вводя молодого актера в свой репертуар. Качалов также вдохновил Бориса Ливанова на режиссерскую работу. И тот поставил детский спектакль "Три толстяка" по сказке Ю. Олеши.
Кроме всех этих своих разнообразных занятий, Василий Иванович Качалов многие годы выступал на эстраде с литературными программами. Одним из первых он стал читать не только отрывки, но и крупные прозаические произведения. Он был выдающимся исполнителем прозы Л. Толстого, Н. Гоголя, А. Чехова, стихотворений А. Пушкина, В. Маяковского, С. Есенина. Интересно, что в кино Качалов снялся лишь один раз в жизни - сыграл в картине Я. Протазанова "Белый орел". А в первом звуковом фильме "Путевка в жизнь" Качалов произнес проникновенное напутствие в начале картины.
Под стать своему хозяину таким же знаменитым был и дом Василия Ивановича Качалова, который все друзья и знакомые артиста воспринимали как своеобразный литературно-художественный салон. В нем бывали не только коллеги-артисты, но и писатели - А. Толстой, Вс. Иванов, А. Мариенгоф, любили зайти на чашку чая многие художники, заезжали меценаты.
Однако Василий Иванович вовсе не был домоседом и в равной степени сам любил приходить в гости, создавая при этом особый ритуал. Об этом пишет, например, в своих воспоминаниях А. Мариенгоф.
В 1938 году Качалов сыграл Чацкого в новой постановке "Горя от ума", как всегда, с феноменальным успехом. Но в это время актера гораздо больше занимали концертные выступления. Наибольшее удовольствие ему доставляли творческие вечера. На них он мог посвятить всю программу одному автору - Шекспиру, Пушкину, Островскому или Блоку. А в 1940 году Качалов прочитал со сцены всего "Царя Федора Иоанновича" А. Толстого.
Во время Великой Отечественной войны Василий Иванович Качалов находился в эвакуации сначала в Нальчике, а потом в Тбилиси. Тогда же ему пришлось пережить ужасную личную трагедию: его сын Вадим оказался в плену. Он вернулся на родину только в 1945 году, а до этого принимал участие в партизанской войне в Италии, куда ему удалось бежать из лагеря.
В 1942 году Василий Иванович Качалов вернулся в Москву и сразу же включился в свой прежний рабочий ритм. В это время он готовил для эстрады "Василия Теркина" и главы из "Тихого Дона". После прорыва блокады Качалов с первой же группой актеров отправился в Ленинград.