На фото Василий Васильевич  Розанов

Василий Васильевич Розанов

Биография

Василий Васильевич Розанов (1856-1919) - русский писатель, публицист и философ. Бессюжетная эссеистско-дневниковая проза представляет собой нерасчлененный сплав бытового и философского, политического и интимного, трагического и «пошлого» (книги «Уединенное», 1912, «Опавшие листья», т. 1-2, 1913-15, «Апокалипсис нашего времени», 1917-18).

Религиозно-экзистенциональное умонастроение Василия Розанова сочетается с критикой христианского аскетизма, апофеозом семьи и пола, в стихии которого Розанов видел первооснову жизни; культ национальных истоков. Литературно-критические работы о Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, М. Ю. Лермонтове. Эссеистика: сборники «Библейская поэзия» (1912), «Литературные изгнанники» (1913) и «Апокалипсис нашего времени» (1917-18; о трагическом завершении российской истории в октябре 1917).

Василий Розанов оставил после себя афоризмы:

Каков же итог жизни? Ужасно мало смысла.

Розанов Василий Васильевич

«Чтобы «опровергнуть» Пушкина - нужно ума много. Может быть, и никакого не хватит. Как же бы изловчиться, - какой прием, чтобы опрокинуть это благородство?

...Встретить его тупым рылом. Захрюкать. Царя слова нельзя победить словом, но хрюканьем можно».

«Отчего никто не кричит? Отчего Россия не стонет? О, рабья страна: целуешь кнут, который тебя хлещет по морде».

Демократия — это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством.

Розанов Василий Васильевич

«Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это - РОССИЯ.

Но глупые дети все расстратили. Это РУССКИЕ».

Василий Розанов — философ, публицист и критик, родился в Ветлуге в 1856 году, окончил курс в Московском университете по филологическому факультету, был учителем истории и географии в брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 года служит в центральном управлении государственного контроля.

Любовь — это всегда обмен души — тела, Поэтому, когда нечему обмениваться, любовь погасает.

Розанов Василий Васильевич

Неудовлетворенный схемой университетских дисциплин, лишенных цельности и последовательности, Василий Розанов в обширном труде «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» (Москва, 1886) дает план возможного понимания или познания мира, определенный изучением первоначального строения ума, которому соответствует строение мира.

Все познаваемое распределено в понимании, содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю критику утилитаризма Василий Розанов дал в статье «Цель человеческой жизни» («Вопросы философии», 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Розанова изложены в книге «Красота в природе и ее смысл» (Москва, 1894), написанной по поводу взглядов Вл. С. Соловьева.

Гораздо больше внимания Василий Розанов посвятил философии истории, в связи с запросами и требованиями современности. («Религия и культура», сборник статей, Санкт-Петербург, 1899). Выступив на это поприще статьей «Место христианства в истории» («Русский Вестник», 1890, 1 и отд.), Розанов обнаружил довольно определенную славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил решительным противником некоторых основных идей догматики.

Статьи Василия Розанова о браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как единомышленников, так и противников Розанова (по его мнению, например, день Ходынской катастрофы есть вместе с тем и счастливый день русской истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова своеобразное освещение исторических событий будит мысль неожиданными параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его педагогического содержания, собранных в книге «Сумерки просвещения» (Санкт-Петербург, 1899).

Смысл — не в вечном. Смысл — в мгновениях…

Розанов Василий Васильевич

Критикуя современный строй школы и воспитания, Василий Розанов находит, что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило своего взаимодействия с ней; наконец, принцип единства, состоящий в требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих, порой блестящих и всегда крайне парадоксальных, критических статьях Василий Розанов занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе» (Санкт-Петербург, 1893) и «Литературные очерки», сборник статей (Санкт-Петербург, 1899).

О Василии Розанове существует много полемических отзывов, из которых наиболее известна статья Вл. С. Соловьева «Порфирий Головлев о свободе и вере» («Вестник Европы», 1894 год, 2). Его новейшие труды: «В мире неясного и нерешенного» (СПб., 1901), «Природа и история. Сборник статей» (ib., 1900), «Семейный вопрос в России» (ib., 1903).

Василий Розанов скончался 4 февраля 1919 года.

Поделиться: