Виктор Александрович Вержбицкий (род. 21 сентября 1959, Ташкент, СССР) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России, заслуженный артист Узбекистана.
Родился 21 сентября 1959 года в Ташкенте. Своей аристократической фамилией обязан прадеду, коренному краковскому поляку. Родословной Виктора Александровича уже интересовались представители Дома-музея С. Есенина, поскольку у поэта был то ли друг, то ли родственник с подобной фамилией. По признанию Вержбицкого, его детство прошло за кулисами — бабушка работала в театре костюмером. Поэтому долгих раздумий по поводу выбора профессии у него не было — естественным шагом стало поступление в Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Островского.
В женщине я ценю преданность, а в мужчине - способность оценить ее.
Вержбицкий Виктор Александрович
Там же, на сценографическом факультете, учился Тимур Бекмамбетов, будущий кинорежиссер и клипмейкер. Именно Бекмамбетов открыл Вержбицкого для кино, сняв его в фильме Пешаварский вальс (1994) и в ряде рекламных роликов. В рекламе банка «Империал» Вержбицкий впервые сыграл императора Николая I, образ которого чуть позже удачно воплотил в сериале «Бедная Настя». Многие с тех пор называют Виктора Александровича не иначе как Ваше Величество. Также в рекламе банка «Империал» сыграл Александра Македонского. В. Вержбицкий: «Это приятно и очень ответственно!»
Сотрудничество с Бекмамбетовым продолжилось на картинах «Gladiatrix» (2001 г.) и «Ночной Дозор» (2004 г.). Последний стал настоящим прорывом к широкому зрителю. Блестяще сыгранного предводителя Тёмных Иных оценили как сторонники, так и противники нашумевшего блокбастера. Что немаловажно, удачу отметил и автор литературного первоисточника Сергей Лукьяненко, хотя экранный образ Завулона несколько расходится с книжным.
В. Вержбицкий: «Завулона я представлял этаким диссидентом, который солит власти и пытался не показывать своего темного героя одной черной краской». Театральную карьеру Вержбицкий начал в Ташкентском государственном академическом театре драмы им. М. Горького (1983—1995 гг.). Сыграл там Авросимова («Глоток свободы» Б. Окуджавы), Треплева («Чайка» А. П. Чехова) , Сципиона («Калигула» А. Камю), Флорана («Священные чудовища» Ж. Кокто), клоуна Тота («Тот, кто получает пощёчины» Л. Андреева), Билли Биббита («Полёт над гнездом кукушки» по К. Кизи), Обольянинова («Зойкина квартира» М. Булгакова) и др. роли. Кроме этого, был занят в нескольких спектаклях театра-студии «Ильхом» и спектакле Ташкентского ТЮЗа «Эквус» по П. Шефферу (доктор Дайзерт). В 1996 г. Вержбицкий переехал в Москву (предложения и до этого поступали регулярно). Был принят в Новый драматический театр, возглавляемый Б. А. Львовым — Анохиным. Список сыгранных ролей пополнили Гватинар в «Реванше королевы» Э. Скриба и Э. Легуве, Дорант в мольеровском «Журдене», Меншиков в «Ассамблее» П. Гнедича.
В каждом из нас живут Гессер и Завулон, которые тянут нас в разные стороны.
Вержбицкий Виктор Александрович
С 1998 г. Виктор Вержбицкий — актёр театра «Et cetera». Однако в 2005 году худрук театра Александр Калягин вывел актера из труппы театра, что стало для последнего полной неожиданностью. Объяснил худрук этот тем, что артист много времени стал уделять кинематографу, а не сцене. По информации из около театральных кругов, Александр Александрович не терпит «звёзд» в своей труппе. И популярность актера стала ему неприятна. Так что теперь Вержбицкий участвует в постановках Et cetera только как «приглашённая звезда».
На решение перейти в театр под руководством Александра Калягина повлияла прежде всего личность художественного руководителя, а также перспектива интересных разноплановых ролей и хороший сплоченный коллектив. «Театр-дом с постоянной труппой, но открытый и для чужих талантов», — как определяет это сам Александр Калягин. О Викторе Вержбицком мэтр говорит следующее: «Он пришёл в наш театр уже сложившимся высокопрофессиональным актёром. Его работы лишены актёрской неряшливости, всегда точны и безукоризненно выверены».