Родился 10 апреля 1927 в Чите, отец – сотрудник читинской областной газеты «Забайкальский рабочий», мать – преподавательница литературы средней школы. В 1942 поступил в Новосибирский институт военных инженеров, затем перевелся на отделение истории Томского педагогического института (1948–1952, окончил экстерном). Младшекурсником начал работать в томской областной газете «Красное знамя», где опубликовал первые рассказы Самолетный кочегар и Двое в тельняшках (оба 1956). С 1958 жил в Чите, работал литературным секретарем газеты «На боевом посту» (1958–1959); в 1964–1966 – специальный корреспондент газеты «Советская Россия». В 1965 переехал в Брянск, в 1967 – в Москву.
Однако помирать пора, надо роман писать!
Липатов Виль Владимирович
В 1958 вышла первая книга Липатова – повесть Шестеро, где в традициях советской «производственной» прозы идет речь о том, как во время бурана водители сумели провести через тайгу необходимые леспромхозу машины. Тема трудового подвига, рост и мужание человека в труде, взаимоотношения личности и трудового коллектива определяют и содержание последующих повестей Липатова Капитан «Смелого», Своя ноша не тянет (обе 1959), Глухая Мята (1960), Стрежень, Зуб мудрости (обе 1961; ранние назв. – Юноша и машина, Ванюшка Чепрасов), Черный Яр, Смерть Егора Сузуна (обе 1963), а также примыкающей к ним пьесы Земля не на китах (1966).
Повесть Чужой (1964), поставившая вопрос о психологии современного мещанина, вызвала дискуссию в литературной критике, как и принесший Липатову всесоюзную известность цикл рассказов об участковом уполномоченном Анискине Деревенский детектив (1967–1968; одноименная пьеса, 1969). Последний, как и повести Лида Вараксина (1968) и Сказание о директоре Прончатове (1969), наиболее полно выявили характерные черты прозы Липатова: очерково-документальную основу сюжета, «фона» и образов, социальный характер конфликтов и принципиально оптимистическое доверие к человеческое натуре, всегда способной, по Липатову, правильно сформироваться (или исправиться) в процессе разумно налаженного трудового и нравственного взаимодействия с обществом.
Актуализированность «журналистского» подхода писателя к изображаемому диктовала не только известную простоту, четкость и фактографичность повествования, но и постепенное неизбежное усиление в его произведенеиях социальной критики. Одним из первых с конца 1960-х годов Липатов начал упорно и последовательно ставить вопрос о неблагополучии общества, в котором честный милиционер Анискин и талантливый инженер-«управленец» Прончатов вынуждены ловчить, нарушать официальные правила, чтобы принести пользу делу и людям, что вызывало полемические выпады ортодоксальной критики в адрес «деревенского Мегрэ» и «сибирского Остапа Бендера». В то же время внимательные критики отмечали и элементы «притчевости», определенной заданности ситуации в этих произведениях Липатова, что более четко обозначилось в романах И это все о нем (1974) и Игорь Саввович (1977). Почти фатальный характер носит здесь гибель положительного героя, комсомольца Евгения Столетова, обреченного на поражение, как и поражение Игоря Саввовича.
По-настоящему хороший человек не может стать хорошим писателем, потому что настоящий хороший писатель должен быть равнодушен к окружающим его бедам и несчастьям, он должен это созерцать, оценивать и фиксировать. Если он будет расходовать свою душевную энергию на сострадание или помощь, это обеднит его книги.
Липатов Виль Владимирович
Утверждению вечных ценностей человеческого бытия – честного труда, искренней любви, крепкой и дружной семьи – посвящены повести Липатова Еще до войны (1971), Житие Ванюшки Мурзина, или Любовь в Старо-Короткине (1989), а также Серая мышь (1970), где с болью и грустью следит писатель за судьбой слабохарактерного, разрушившего себя водкой Семена Баландина, модификации шукшинского «чудика», деревенского правдоискателя, не находящего применения своим мечтаниям, изобретениям и благородным проектам и потому спивающегося.
Особенно глубок социальный анализ в романе Лев на лужайке (1978–1979; опубл. в 1989–1990), повествующем о головокружительной газетной карьере «обаятельного конформиста». В повести Выборы пятидесятого (конец 1960-х годов; не опубл.) талантливый журналист, «мужчина в постели, в газете – проститутка», пишет очерк-«подвал» Патриотка о старой работнице, живущей в заливаемом водой подвале (многозначительная игра слов) и продолжающей славить Сталина. Писатель создает притчу-пародию об искаженном бытии и сознании рядового труженика советской эпохи.
Вот раньше как было? Каждый монарх считал счастьем для себя процитировать писателя. А сейчас выступает Марков и цитирует Брежнева.
Липатов Виль Владимирович
Автор рассказов (Заглавное начальство, 1960; Мистер-Твистер, Кукла госпожи Барк, оба 1967; Сильно долгие сны, 1979, и др.), очерков о современниках. Писатель много работал с литературной молодежью. Его произведения инсценировались, в т.ч. самим автором.
Умер Липатов в Москве 1 мая 1979.