На фото Вильгельм  Гумбольдт

Вильгельм Гумбольдт

Биография

Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, иностранный почетный член Петербургской АН (1832). Брат естествоиспытателя, географа и путешественника Александра Гумбольдта. Родился 22 июня 1767 в Потсдаме.

В. Гумбольд осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 Берлинский университет (ныне университет имени. Гумбольдта). Один из виднейших представителей немецкого гуманизма; друг Иоганна Гете и Иоганна Шиллера. Видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель, определяющую и границы деятельности государства.

Подлинная радость идет от активности мозга и напряжения тела; эти две вещи всегда идут рука об руку.

Гумбольдт Вильгельм

Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе, как «формирующем органе мысли» и о «внутренней форме» языка как выражении индивидуального миросозерцания народа.

Изучал в 1787-89 право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801—10 прусский резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Деятельность Вильгельма Гумбольдта ознаменовалась введением методов Песталоцци в начальной школе, изъятием её из ведения церкви, перестройкой Прусская АН, основанием Берлинского университета (ныне университет им. Г. в ГДР). В 1810—19 на дипломатической службе. Будучи в 1819 одним из двух министров внутреннх дел, предпринял неудачную попытку разработать конституцию Пруссии.

Самое первое и самое главное в жизни — стараться владеть самим собою.

Гумбольдт Вильгельм

В.Гумбольд — один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма времени писателя Иоганна Вольфганга Гёте и поэта и драматурга Фридриха Шиллера. Подобно немецкому философу, критику и эстетику Иоганну Готфриду Гердеру, он видит цель истории в осуществлении идеала «гуманности», заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте её способностей, которые должны слиться в некое гармоническое целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; его задачи сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка («О границах деятельности государства», 1792; рус. пер. в приложении к книге: Гайм Р., В. фон Гумбольдт ..., М., 1898).

Женщины, в сущности, ближе к идеалу человека, чем мужчины.

Гумбольдт Вильгельм

Осуществление идеала «гуманности», подобно Иоганну Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел в античности, а в новое время — особенно в личности Гёте, произведения которого, по Гумбольдту, реализуют высший художественный идеал — пробуждение целостного душевного мира в единстве его способностей («О "Германе и Доротее" Гёте», 1799): ведущая способность, создающая такое единство, — творческое воображение. Это единство составляет непременное условие всякого духовного постижения, в том числе и понимания истории, поскольку последнее требует проникновения в духовную суть описываемых лиц и событий («О задачах историка», 1821).

Нравственность народов зависит от уважения к женщине.

Гумбольдт Вильгельм

Явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. В работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836—39), Гумбольдт понимает язык не как нечто застывшее, но как непрерывный процесс духовного творчества, как «формирующий орган мысли», выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие языкознания (психологическая школа 19 в. — Х. Штейнталь и А. Потебня, немецкое неогумбольдтианство и американская этнолингвистика 20 в. и др.).

Вильгельм Гумбольдт умер 8 апреля 1835 в Тегеле, близ Берлина.

Поделиться: