Альфиери Витторио (граф Витторио) - знаменитый итальянкий драматург, род. 17янв. 1749 г. в Асти, в Пьемонте, сын графа Антонио Альфиери и графини Моники Мейльяр из Турнона. Рано оставшись сиротой, Альфиери Витторио получил, с девятого года жизни, крайне недостаточное воспитание в дворянской академии в Турине. Затем изъездил с 1767 - 73 г. почти всю Европу и, как богатый юноша, вел беззаботную жизнь. После своего возвращения в Турин, он предался ревностно литературным занятиям. Успех, который нашли его первые драматические опыты, привел его к заключению посвятить себя этой отрасли литературы.
Он постарался поэтому наверстать потерянное время и отправился в Тоскану, чтобы здесь начать основательное изучение итальянского языка. Здесь он познакомился с графиней Альбани, с которой связала его истинная любовь. Чтобы быть вполне независимым, он передал все состояние своей сестре за известную годовую ренту. Попеременно жил затем во Флоренции и в Риме, а в последствии, вместе с графиней, в Эльзасе и Париже, где он непрерывно занимался поэзией, поправками и изданиями своих произведений.
Всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызений совести после греха.
Альфиери Витторио
Будучи при начале французской революции в Англии, он возвратился в Париж, но уже 2 авг. 1792 г. не без некоторой опасности постарался оттуда уехать и затем поселился вместе со своей подругой во Флоренции. Здесь умер он 8 окт. 1803 г. Над останками его вцеркви С.-Кросе поставлен прекрасный памятник работы Кановы. В его родном городе Асти была также воздвигнута его статуя в 1682 г.
Альфиери Витторио написал двадцать одну трагедию, 6 комедий и одну так называемую трамелогедию. Самое существенное оставил он именно в трагедиях. Между его произведениями особенно замечательны "Виргиния", "Агамемнон", "Тимолен", "Орест", "Антигона", "Мария Стюарт", "Заговор Пацци" и "Абель". Самым удачным можно назвать "Абель", которое он наименовал трамелогедией.
Трагедии Альфиери Витторио все доказывают присутствие в нем высокого, мужественного духа, но им недостает грации и прелести поэзии. Он хотел здесь действовать самыми простыми средствами, избегая всяких прикрас, одной лишь мужественной серьезностью. Его произведения поэтому холодны и неоживленны, а в изложении - просты до бедности. Стих его тверд и неприятен, а речь, хотя и выразительна, но лишена всякой образности. Тем не менее, он стоит много выше других итальянских драматургов и составил себе имя.
Часто для того, чтобы жить, надо больше мужества, чем чтобы умереть.
Альфиери Витторио
Альфиери Витторио хотел в театре видеть общеобразовательное учреждение и при его помощи действовать на народ, делая его "свободным, сильным и благородным".
Комедии его, произведения его старости, лишенные индивидуальности и занимательной завязки, не произвели впечатдения. Кроме этих драматических произведений, Альфиери Витторио написал также много од и сонет, в которых, в полном силы и возвышенном стихе воспевал свою любовь и дружбу. Политические и дидактические сочинения "Delia Tirannide", "DelPrincipe e delle Lettere" представляют плод замечательно серьезного,свободного и пытливого ума. Остальные его поэтичесния веции и переводы с греческого и латинского содержат те же преимущества и недостатки его больших произведений. После его смерти уже появился "Misogalo", как памятник его ненависти к французам. Тогда же были изданы его "Ореге", автобиография "Vita diVittorio A. da Asti, scritta da esso", оригинальнейшее произведение в этом роде, которое должно было представить Италию после Бенвенуто Челлини, и "Lettere inedite". Собрания его трагедий были изданы многократно.