Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943) — российский режиссер, народный артист СССР (1936). Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко. С 1970-х годов критик, с 80-90-х писатель, драматург и педагог. Реформатор русского театра, он вместе с Константином Сергеевичем Станиславским в 1898 году основал Московский Художественный театр имени М. Горького.
Владимир Иванович Немирович-Данченко родился 23 декабря (11 декабря по старому стилю) 1858 года, в Озургеты, ныне Махарадзе Грузинской ССР. В юности участвовал в любительских спектаклях. Учился в Тифлисской гимназии, которую с успехом окончил с серебряной медалью и затем в 1876 — 1879 годах учился на физико-математическом факультете Московского университета. В 70-х годах начал выступать в качестве театрального критика.
Режиссёр должен умереть в актёре.
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Прозаические произведения Немировича-Данченко были отмечены влиянием писателя Антона Павловича Чехова: повести, посвященные деревне, — «Губернаторская ревизия» (1896), «Сны» (1898), жизни актёров — «Драма за сценой» (1896), нравам прессы — «На литературных хлебах» (1891) и др. Его пьесы «Новое дело» (1890), «Золото» (1895), «Цена жизни» (1896) и другие ставились в Малом и Александрийском театрах и в провинции. Глубокое знание современного ему театрального искусства привело Владимира Ивановича к мысли о необходимости его коренной реформы. Заинтересовавшись режиссёрской деятельностью К. С. Станиславского в обществе искусства и литературы, Владимир предложил ему объединить усилия для утверждения новаторской программы театрального творчества. Результатом заключённого ими союза явилось создание в 1898 году Художественно-общедоступного театра (первоначальное название МХАТа), в труппу которого вошли некоторые ученики Немировича-Данченко (в 1891 — 1901 он руководил драматическим отделом Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества) и участники общества искусства и литературы.
Утверждение реалистической программы Художественного театра, связанной с принципами искусства «переживания», с постановкой передовой современной драмы, осуществлялось театром под совместным руководством Немировича-Данченко и Станиславского, причём Владимиру Ивановичу принадлежало определяющее положение в области репертуара. Вместе со Станиславским он поставил все основные пьесы А. П. Чехова — «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904), самостоятельно пьесу «Иванов» (1904). Владимир Иванович способствовал привлечению драматургии Максима Горького, вместе со Станиславским поставил «На дне» (1902).
Исключительное счастье человека — быть при своём постоянном любимом деле.
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Он осуществил постановки пьес Г. Гаунтмана («Одинокие», 1899) и Генрика Ибсена («Когда мы, мёртвые, пробуждаемся», 1900; «Столпы общества», 1903: «Бранд», 1906: «Росмерсхольм», 1908). В 1903 году он поставил трагедию «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, широко используя средства современного психологического театра. Новаторские принципы режиссуры великого художника — мастерство психологического анализа, умение передать неповторимые черты воссоздаваемой общественной среды и особенности стиля автора — убедительно проявились и в постановках русской классики («На всякого мудреца довольно простоты» Александра Николаевича Островского, 1910; «Смерть Пазухина» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, 1914). В его инсценировке «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского отчётливо прозвучали социально-критические мотивы романа. В то же время противоречивый характер инсценировки «Бесов» Федора Михайловича Достоевского («Николай Ставрогин», 1913) вызвал решительное неприятие спектакля Максимом Горьким.
Стремясь к преодолению кризисных тенденций, связанных с опасностью утраты театром контакта с передовой общественностью, Немирович-Данченко не всегда находил в последние предреволюционные годы надежную опору в драматургии (спектакли «Анатэма», 1909, и «Мысль», 1914, Леонида Николаевича Андреева).
Новые перспективы перед Немировичем-Данченко открыла победа Великой Октябрьской социалистической революции. Его вклад в развитие режиссёрского искусства имел важнейшее значение в утверждении МХАТ на позициях социалистического реализма, в воспитании нового актёра — носителя воинствующего и требовательного духа социалистического гуманизма. Режиссер настойчиво работал над воплощением на сцене произведений советских авторов, искал решение проблемы современной трагедии в «Блокаде» Всеволода Вячеславовича Иванова (1929), прокладывал пути к поэтическому воссозданию революционных историй и сегодняшней действительности в постановках «Любовь Яровая» Константина Андреевича Тренева (1936), «Половчанские сады» Леонида Максимовича Леонова (1939) и «Кремлёвские куранты» Николая Федоровича Погодина (1942).
Театр, как и всякий большой художник, должен отзываться на благороднейшие течения современной жизни. Иначе он станет мёртвым учреждением.
Немирович-Данченко Владимир Иванович
В спектаклях по романам Льва Николаевича Толстого «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) режиссёр дал образец нового сценического прочтения произведений великого писателя, опираясь на ленинский анализ его творчества. Владимир Немирович-Данченко осуществил также постановки русской классической драматургии: «Гроза» Островского (1935), «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова (1938). С особенной силой присущее ему умение выявить глубокую социально-философскую суть произведений в неповторимой, отвечающей его внутреннему строю поэтической форме проявилось в спектаклях «Враги» Горького (1935) и «Три сестры» (1940).
Режиссер широко и последовательно разрабатывал проблемы театральной теории, воспитания актёра в органической близости и внутреннем единстве с изысканиями Константина Станиславского. В своих обобщениях Немирович-Данченко исходил из концепции о «трёх восприятиях театрального представления», «о трёх путях к нему: социальном, жизненном, театральном» — в их неразрывном единстве. Именно на этой основе рождалось имевшее важнейшее значение для творческой практики учение режиссера о «втором плане сценической жизни актёра», о «зерне» образа, о «физическом самочувствии», о «внутреннем монологе».
Борьбу за принципы сценического реализма, против рутины и штампов Владимир Иванович вёл и в области музыкального театра; он организовал в 1919 году при МХТе Музыкальную студию (с 1926 — Музыкальный театр имени В. И. Немировича-Данченко), где поставил ряд спектаклей и был руководителем постановок: «Дочь Анго» Лекока, «Лисистрата» комедиографа Аристофана, «Карменсита и солдат» на музыку Жоржа Бизе, «Травиата» Джузеппе Верди, «Катерина Измайлова» Дмитрия Дмитриевича Шостоковича, «В бурю» Тихона Николаевича Хренникова и др. Государственная премия СССР (1942, 1943). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Режиссёрские работы Владимира Ивановича Немировича-Данченко
Московский Художественный театр
Музыкальная студия МХТ (Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко)
Сочинения:
Литература:
Владимир Иванович Немирович-Данченко скончался 25 апреля 1943 года, в Москве, от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.