Владимир Михайлович Петляков (1891-1942), российский авиаконструктор. Участник разработки первых тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Создал бомбардировщики Пе-8 и Пе-2. Государственная премия СССР (1941). Погиб в авиационной катастрофе.
«Владимир Михайлович Петляков - советский авиаконструктор - родился в 1891 году. В 1922 году он окончил Московское высшее техническое училище и начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством Андрея Туполева.
Конструкторская бригада Владимира Петлякова построила пятимоторный самолет «АНТ-14» («Правда») и гигант «АНТ-20» («Максим Горький»), который в 1933-1934 годах был самым крупным сухопутным самолетом в мире.
Самостоятельную работу В. М. Петляков начал с улучшения самолета «ТБ-3». Она дала конструктору большой опыт в создании скоростных тяжелых самолетов. Приобретенный опыт он блестяще использовал в работе над самолетом «Пе-8».
Незадолго до Великой Отечественной войны Владимир Петляков создает широко известный пикирующий бомбардировщик «Пе-2».
Владимир Петляков родился в селе Сембек Ростовского (на Дону) уезда. После смерти отца многодетная семья перебирается в Таганрог. В этом городе он заканчивает приходскую школу, затем техническое училище. Работает в железнодорожных мастерских помощником машиниста. Увлечение техникой приводит его в Московское высшее техническое училище, которое он с перерывом окончил в 1921 году. Руководитель его дипломной работы А. Туполев пригласил Петлякова к себе в Центральный аэрогидродинамический институт.
В конструкторском бюро Владимир Петляков участвует в проектировании самолетов АНТ-2, АНТ-4, бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, ТБ-7 и других машин. Он был одним из создателей самолета «Максим Горький» (он проектировал крылья).
Владимир Петляков работал главным конструктором Казанского авиационного завода. Широкую известность конструктору принесли две его собственные машины - тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8 и пикирующий бомбардировщик Пе-2. Создавая эти машины, он стремился сделать их минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства. Эти машины выпускались на Казанском авиационном заводе. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной звезды. Лауреат Сталинской премии.
12 января 1942 г Владимир Петляков вылетел в Москву, однако самолет вследствие пожара разбился в районе Арзамаса. Похоронен на Арском кладбище».
Основным предназначением возведенного на северной окраине города завода № 124 имени Орджоникидзе стал выпуск тяжелых бомбардировщиков. С началом войны специализация предприятия (после эвакуации сюда московского завода и объединения с ним оно получило новое название - № 22 имени С.П. Горбунова) претерпела некоторые изменения. С 1941 по 1945 год было выпущено около 10 тысяч тактических пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2. Если добавить к этому более 10 тысяч ПО-2, выпущенных заводом № 387, то получается, что почти каждый шестой самолет Великой Отечественной войны (с нашей, разумеется, стороны) получил путевку в небо в Казани.
Четырехмоторный самолет Владимира Петлякова, носивший вначале название АНТ-42, затем ТБ-7 и только после трагической и загадочной смерти своего создателя получивший по постановлению ГКО от 9 сентября 1942 года окончательное название ПЕ-8, был для своего времени сгустком новейших достижений техники. Его первые экземпляры по скорости на высоте 8-10 километров превосходили в 1936 году все бомбардировщики этого класса и не уступали большинству истребителей. По дальности полета и бомбовой нагрузке он в первые годы второй мировой войны не имел конкурентов среди подобных машин всех воюющих стран...