13 августа 1900 года умер философ и поэт Владимир Сергеевич Соловьев, 47 лет.
«Великолепный знаток мировой философской мысли (возглавлял философский отдел лучшей русской энциклопедии Брокгауза и Ефрона), он был связан многими нитями с отечественной культурой. На эти связи повлияло прежде всего семейное воспитание - он был сыном выдающегося историка России С. М. Соловьева».
Главное дело веры относительно Бога есть молитва, относительно ближнего милостыня, относительно собственной своей природы — воздержание, или пост.
Соловьёв Владимир Сергеевич
«Я принадлежу не себе, - писал он, - а тому делу, которому буду служить».
«Вершиной творчества Соловьева является его нравственная философия, изложенная в самом крупном его труде «Оправдание добра» (1897-1899). В январе 1900 года он был избран почетным академиком по Разряду изящной словесности вместе с Л. Толстым, В. Короленко, А. Чеховым и другими. Русская тема в творчестве Соловьева подчинена принципу: «не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразовать его. Ей посвящена самая значительная часть его философской публицистики: сборник статей «Национальный вопрос в России» (1883-1891), «Русская идея» (1888), «Владимир Святой и христианское государство» (1888), «Русский национальный идеал» (1891), «Византизм и Россия» (1896) и др. Он ратовал за единство России и Европы, за объединение всех трех разновидностей христианства - католичества, православия и протестантизма. Этим объясняется его неприятие отождествления христианства лишь с православной религией. Он выступал и против сведения русской идеи к «христианской монархической идее».
«Сущность русской идеи в представлении Соловьева совпадает с христианским преобразованием жизни, с построением ее на началах истины, добра и красоты».
Имей в себе Бога.
Соловьёв Владимир Сергеевич
Отрывки из произведения В. С. Соловьева «Русская идея» (1888)
Россия «...является страной, не известной Западу, страной, о которой на Западе имеют ложные представления».
«Но истинное величие России - мертвая буква для наших лжепатриотов, желающих навязать русскому народу историческую миссию на свой образец и в пределах своего понимания. Нашим национальным делом, если их послушать, является нечто, чего проще на свете не бывает, и зависит оно от одной-единственной силы - силы оружия. Добить издыхающую Оттоманскую империю, а затем разрушить монархию Габсбургов, поместив на месте этих двух держав кучу маленьких независимых национальных королевств, которые только и ждут этого торжественного часа своего окончательного освобождения, чтобы броситься друг на друга. Действительно, стоило России страдать и бороться тысячу лет, становиться христианской со Святым Владимиром и европейской с Петром Великим, постоянно занимая при этом своеобразное место между Востоком и Западом, и все это для того, чтобы в последнем счете стать орудием «великой идеи» сербской и «великой идеи» болгарской!»
Относись ко всему по-Божьи.
Соловьёв Владимир Сергеевич
«В истории мира есть события таинственные, но нет бессмысленных».
«Но дух национального эгоизма не так-то легко отдает себя на жертву».
«Нигде, под предлогом змеиной мудрости, не допускается столько сделок и компромиссов, унижающих достоинство церкви, ослабляющих уважение к ее авторитету. Все это происходит, главным образом, от недостатка веры в силу истины...»
«...и меч духовный - слово - ржавеет, упраздненный мечом государственным...»
Смертная казнь есть убийство как таковое, абсолютное убийство, то есть принципиальное отрицание коренного нравственного отношения к человеку.
Соловьёв Владимир Сергеевич
«Я говорю о новом идолослужении, об эпидемическом безумии национализма, толкающем народы на поклонение своему собственному образу вместо высшего и вселенского Божества».
«Но народ русский - народ в глубине души своей христианский, и непомерное развитие, которое получил в нем антихристианский принцип абсолютного государства, есть лишь обратная сторона принципа истинного, начала христианского государства, царской власти Христа. Это и есть второе начало социальной троицы...»