Жан Кокто (фр. Jean Cocteau; 5 июля 1889 — 11 октября 1963) — французский писатель и художник.
Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Не получил систематического образования. С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с М. Прустом, А. Жидом, С. Дягилевым, П. Пикассо, Э. Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Ж. Маре и Э. Пиаф.
Искусство — это наука, ставшая ясной.
Кокто Жан
Известен многолетним творческим и любовным союзом с актёром Жаном Маре, с которым прожил вместе около 25 лет.
С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почётного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.
Мало кто из писателей XX века имел такую близкую и обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени, как Жан Кокто. Среди его произведений — либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.
Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем.
Кокто Жан
«…Между музыкой и Жаном Кокто была органичная доверительная связь… Он был весь в музыке физически… Для разговора о музыке и музыкантах он умел находить идеально подходящие слова, точные выражения, полностью избегая при этом специальной музыкальной терминологии…» — (Анри Соге, «Жан Кокто и музыка»)
Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 года русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления.
Общение с Эриком Сати, одним из самых особенных и странных композиторов XX века имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Кокто.
Бояться смерти — всё равно что бояться того, что мы ограничены в пространстве.
Кокто Жан
«Внешне Сати был, похож на заурядного чиновника: бородка, пенсне, котелок и зонтик. Эгоист, фанатик, он не признавал ничего, кроме своей догмы, и рвал и метал, когда что-нибудь противоречило ей. <…> Эрик Сати был моим наставником, Радиге — экзаменатором. Соприкасаясь с ними, я видел свои ошибки, хотя они и не указывали мне на них, и даже если я не мог их исправить, то по крайней мере знал, в чём ошибся…» — (Жан Кокто, из книги «Бремя бытия», 1947 г.)
Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции.
«История нашей „Шестёрки“ похожа на историю трёх мушкетёров, которых вместе с д’Артаньяном было четверо. Так и я в „Шестёрке“ был седьмым. Говоря точнее, ещё больше эта история похожа на „Двадцать лет спустя“ и даже на „Виконта де Бражелона“, потому что всё это было очень давно и сыновья уже заменили отцов. Сходство дополняется тем, что нас объединяла не столько эстетика, сколько этика. А это, по-моему особенно важно в нашу эпоху, помешанную на ярлычках и этикетках…» — (Жан Кокто, из книги «Мои священные чудовища», 1979 г.)
Время от времени следует отдохнуть от безделья.
Кокто Жан
Поэзия
* La lampe d’Aladin (1908)
* Le prince frivole (1909)
* Odes (1914)
* Cap de Bonne-Esperance (1918)
* Escales (1920)
* Vocabulaire (1922)
* Plain-Chant (1922)
* Priere mutilee (1922)
* La Rose de Francois (1923)
* L’Ange Heurtebise (1925)
* Cri ecrit (1925)
* Opera (1926)
* Eloge de l’Imprimerie (1929)
* Mythologie (1934)
* Enigme (1939)
* Allegories (1940)
* Leone (1944)
* La Crucifixion (1946)
* Le Chiffre sept (1952)
* La Nappe du Catalan (1952)
* Dentelle d’eternite (1953)
* Appogiatures (1953)
* Clair-Obscur (1954)
* Paraprosodies (1958)
* Gondole des Morts (1958)
* Ceremonial Espagnol du Phenix (1960)
* Le Requiem (1961)
* Taches (1962)
* Faire-Part (1968, посмертно)
Романы
* Le Potomak (1919)
* Le Grand Ecart (1923)
* Thomas l’imposteur (1923)
* Le Livre blanc (1928)
* Les Enfants terribles (1929)
* La Fin du Potomak (1940)
Эссе
* Le Coq et l’Arlequin (1918)
* Carte blanche (1920)
* Le Secret professionnel (1922)
* Le Rappel a l’ordre (1926)
* Opium (1930)
* Essai de critique indirecte (1932)
* Portraits-Souvenir (1935)
* Mon Premier voyage (1938)
* Le Greco (1943)
* Le Foyer des artistes (1947)
* Jean Marais (1951)
* Gide vivant (1952)
* Entretiens sur le musee de Dresde (1957, с Луи Арагоном)
* Le Cordon ombilical (1962)
Вундеркинды, как правило, дети родителей с богатым воображением.
Кокто Жан
Пьесы
* Parade (1917)
* Les Maries de la tour Eiffel (1921)
* Antigone (1922)
* Romeo et Juliette (1924)
* Орфей (Orphee, 1926)
* Человеческий голос (La Voix humaine, 1930)
* La Machine infernale (1934)
* L’Ecole des veuves (1936)
* Эдип-царь (Oedipe-roi, 1937)
* Les Chevaliers de la Table ronde (1937)
* Ужасные родители (Les Parents terribles, 1938)
* Священные чудовища (Les Monstres sacres, 1940)
* La Machine a ecrire (1941)
* Renaud et Armide (1943)
* L’Epouse injustement soupconnee (1943)
* L’Aigle a Deux Tetes (1946)
* L’impromptu du Palais-Royal (1962)
Кинофильмы
* 1932 — Кровь Поэта (фр. Le Sang d’un poete)
* 1946 — Красавица и Чудовище (фр. La Belle et la Bete)
* 1947 — Двуглавый Орел (фр. L’Aigle a Deux Tetes)
* 1948 — Ужасные Родители (фр. Les Parents terribles)
* 1950 — Орфей (фр. Orphee)
* 1952 — фр. Villa Santo-Sospir (к/м)
* 1959 — Завещание Орфея (фильм) (фр. Le Testament d’Orphee)
* 1965 — Самозванец Тома / Thomas l’imposteur
Кроме того, Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1949) и др. Его пьесы легли в основу фильмов других режиссеров — пьеса «Человеческий голос» — фильма П.Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва», «Двуглавый орёл» — фильма Антониони «Тайна Обервальда».
Даже величайший шедевр литературы — всего лишь приведённый в беспорядок словарь.
Кокто Жан
Публикации на русском языке
* Петух и арлекин. СПб: Изд-во «Кристалл», 2000
* Сочинения в 3-х тт. М.: Аграф, 2001
* Портреты-воспоминания. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002