Жан Жене (фр. Jean Genet, 1910–1986) — французский писатель, поэт и драматург. В России известен благодаря пьесе «Служанки» и автобиографическому роману «Дневник вора».
Жан Жене родился в Париже 19 декабря 1910 года. Мать Жана, психически неуравновешенная женщина, отдаёт его на воспитание совершенно посторонним людям. С малых лет жизнь Жана омрачается всевозможными проблемами и трудностями, в результате чего он в 15-летнем возрасте попадает в колонию для несовершеннолетних.
Большая часть жизни проходит в дурацком отупении, в убогом идиотизме: открываешь дверь, зажигаешь сигарету... В жизни человека бывает лишь несколько проблесков. Все остальное — серая мгла.
Жене Жан
Своё литературное творчество он начинает в 1940-ых годах. Его первые произведения, как и произведения Эрика Журдена, затрагивали такие щекотливые темы, как гомосексуальность и преступность. Необычность и деликатность тем произведений Жана Жене, многие из которых были суровым табу в середине XX столетия, привели к тому, что в 1950-ых годах некоторые его книги были запрещены в США.
Между тем, к этому времени он сближается со многими выдающимися мыслителями и литераторами своего времени, одним из которых был Жан-Поль Сартр, оказавший на молодого литератора большое влияние.
В конце 1960-е-ых годов Жан Жене активно включается в политическую жизнь страны, участвуя в демонстрациях за улучшение жизненных условий африканских иммигрантов во Франции. Не скрывая своей гомосексуальности, Жан Жене вопреки своей воле становится одним из символов и вдохновителей движения геев за равноправие.
Жестокость - это спокойствие, которое вас будоражит.
(Дневник вора, 1949)
Жене Жан
Жан Жене умер в 1986 г. Был похоронен в Марокко.
Драматургия
Спектакли в России
Первый спектакль Ж. Жене на русской сцене — «Служанки» Р. Виктюка в «Сатириконе» (1988). Постановка пьесы стала театральным событием и явилась манифестом новой театральности. Благодаря разрабоке особой актёрской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, — в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж), Николая Добрынина (Клер), Александра Зуева (Мадам) и Сергея Зарубина (Мсьё), — режиссёру удалось создать исключительно яркий спектакль и заявить о возможности нового театрального языка и постановочного стиля. Этот спектакль был показан во многих странах и собрал восторженные отзывы мировой прессы.
Вторую постановку «Служанок» Р. Виктюк осуществил на сцене созданного им собственного театра в 1992 году, с новым составом исполнителй и в другой хореографии.
В 2000 году спектакль «Она/Elle» по пьесе Ж. Жене поставлен Театральной Лабораторией Вадима Максимова. Роль Папы исполнила актриса театра Оксана Свойская, роль Служителя — Даниил Ожинский, роль Фотографа — Алексей Боровиков.
В 2003 году Театральная Лаборатория Вадима Максимова поставила спектакль «Служанки» (первая редакция). Соланж — Оксана Свойская, Клер — Злата Семёнова.
Третья редакция «Служанок» Виктюка — 2006 год.
Фильмография Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
1950 — Песнь любви / Un Chant d’Amour (короткометражный)
Если герой сражается с мраком и побеждает его, пусть он продолжает ходить в лохмотьях.
(Дневник вора, 1949)
Жене Жан
Экранизации
Балкон (1963, реж. Джозеф Стрик)
Высокий надзор (1966, реж. Вик Морроу)
Кэрель (1982, реж. Райнер Вернер Фасбиндер)
Яд (1991, реж. Тодд Хейнс)
Библиография
Романы и автобиографии
Богоматерь цветов / Notre-Dame-des-Fleurs (1944)
Чудо о розе / Miracle de la rose (1946)
Торжество похорон / Pompes funèbres (1947)
Кэрель / Querelle de Brest (1947)
Дневник вора / Journal du Voleur (1949)
Влюбленный пленник / Un captif amoureux (1986)
Пьесы
Служанки / Les Bonnes (1947)
Высокий надзор / Haute surveillance (1949)
Она / Elle (1955)
Балкон / Le Balcon (1956)
Негры / Les Nègres (1959)
Ставни / Les Paravents (1961)
Болото / Le Bagne (1994)
Поэзия
Смертник / Le Condamné à mort (1942)