На фото Жюль  Ренар

Жюль Ренар

Известный:
Категория:
Страна:
Биография

Жюль Ренар (фр. Pierre-Jules Renard, 22 февраля 1864, Шалон-дю-Мен, деп. Майенн — 22 мая 1910, Париж) — французский писатель.

Детства у будущего писателя фактически не было, обстановка в родительском доме всегда оставалась невыносимо тяжелой. Отец Ренара, подрядчик на дорожном строительстве, покончил с собой (застрелился из охотничьего ружья), авторитарная мать была психически неуравновешенной, подозревают, что и ее смерть (она упала в колодец) была самоубийством.

Если не в деньгах счастье, то отдайте их соседу.

Ренар Жюль

С девятилетнего возраста Ренар жил «в людях»: учился в лицее г. Невер, где жил в пансионе, в 1881 переехал в Париж, чтобы поступить в Эколь Нормаль, но не стал поступать из-за недостатка средств.

Подрабатывал гувернерством, перебивался случайными заработками, литературной поденщиной. С 1887 был близок к кругу Рашильд и новому издательству «Меркюр де Франс», однако не разделял его символистской программы, в частности — решительно не принимал творчества Малларме.

В 1894 познакомился с Тулуз-Лотреком: Лотрек иллюстрировал сборник микроновелл Ренара «Естественные истории» (1894), оставил портрет писателя. В период дела Дрейфуса Ренар принял сторону дрейфусаров, выступал против агрессивно-националистических настроений, охвативших в тот период французское общество.

Есть моменты, когда все удается, не ужасайтесь - это пройдет.

Ренар Жюль

Был близок к социалистам: печатался в основанной Жоресом газете Юманите, в 1904 был избран от партии социалистов мэром бургундского городка Шитри-сюр-Мин (здесь, когда Шитри еще был деревней, крестьянствовал дед Ренара, тут жил его отец и с двухлетнего возраста жил он сам). Всю жизнь страдал повышенным давлением, скончался от атеросклероза.

Творчество Ренара развивает принципы Флобера, соединяя скрупулезную точность описания и анализа с поиском «единственно верного слова», характерным скорее для лирики (сам автор считал конфликт между точностью прозы и красотой поэзии главным для себя и самым болезненным).

Радикальной практикой фрагментарного, скупого на выразительность письма Ренар (таково, в частности, мнение Сартра) как никто другой до предела развил возможности реалистической эстетики, но и с драматизмом продемонстрировал ее границы.

Женщина не перестает говорить о своем возрасте и старается никогда не показывать его.

Ренар Жюль

Из прозы Ренара (он писал еще и драмы, поскольку единственной возможностью литературного успеха в этот период был выход на театральную сцену), наиболее известны автобиографическая повесть «Рыжик» (1894) и опубликованный уже после смерти автора «Дневник» (1925–1927), который он вел в 1887–1910 и который дает детальное представление о его писательской лаборатории и о литературной жизни Франции в переломный период на рубеже XIX–XX веков.

В 1907 году был избран членом Гонкуровской академии, его кандидатуру выдвинул и горячо поддерживал Октав Мирбо. Поиски Ренара, неоднозначность его писательского облика привлекали Сартра, приверженцев нового романа, писателей группы УЛИПО (Жорж Перек и др.). Афористичность письма сделала ренаровскую прозу, особенно «Дневники», богатым источником ходовых цитат и крылатых слов.

На тексты из книги Ренара «Естественные истории» написал музыку Морис Равель. Повесть «Рыжик» был многократно экранизирована (1932, 1952, 1972, 1996, 2003). О писателе снят документально-игровой фильм «Жюль Ренар, жизнь и творчество» (1972).

Жизнь. Понимаю ее все меньше и меньше и люблю все больше и больше!

Ренар Жюль

— Сводные издания
* Oeuvres / Textes etablis, annotes et presentes par Leon Guichard. Paris: Gallimard, 1970–71 (переизд. 1987)

— Публикации на русском языке
* Избранное. М.: ОГИЗ, 1946
* Рыжик. М.: Гос. изд-во художественной лит-ры, 1958
* (Рассказы)// Французская новелла XIX века. Т. 2. М.-Л.: Гос. Изд-тво художественной литературы, 1959
* Дневник. Избранные страницы. М.: Художественная литература, 1965 (переизд.: Калининград: Янтарный сказ, 1998)
* (Рассказы)// Французская новелла двадцатого века, 1900–1939. М.: Художественная литература, 1973, с.64–79

Поделиться: